Менеджер по торговому маркетингу Александра Белаш

Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Александра рассказала о торговом маркетинге, работе в международной западной компании и о том, почему никогда не искала работу.

Белаш_1

Уже несколько лет она работает в международной компании «САН ИнБев Украина«.

Выбор профессии

В детстве я мечтала работать во многих сферах. Сначала я очень долго занималась музыкой и мечтала стать пианистом. Затем я достаточно углубленно начала изучать иностранные языки, поэтому мечтала стать переводчиком. Потом я мечтала стать адвокатом, потому что насмотрелась фильмов о них.

Я пошла учиться на экономическую специальность. Не то чтобы я хотела стать экономистом, но уже понимала, что моя профессия будет связана с экономикой, маркетингом. Мне хотелось работать в большой компании, казалось, что это очень круто. Собственно, так все и вышло. Сейчас я занимаюсь торговым маркетингом. К сожалению, в университетах ему особо не учат, такой отдельной специальности нет, но это очень близко к специальности, которую я получила.

 

Образование

У меня два образования. Первое – экономическое, заканчивала Восточноукраинский университет в Луганске, второе образование – юридическое, его тоже получила в Луганске.

Честно говоря, знания, полученные в университете, я использую мало. Конечно, образование важно, оно, в какой-то мере, сформировало образ моего мышления. Так как я училась на экономике, мы изучали много интересного, что могло пригодиться в жизни. Но там не было прикладных вещей, которые можно использовать.

Образование полезно, его нужно получать, но знания ты приобретаешь не настолько обширные, чтобы их можно было потом использовать.

Когда я приступила к своим должностным обязанностям в компании, я поняла, что всему нужно учиться заново. Нужно узнавать, как работает именно этот бизнес, какие процессы в нем происходят, ведь все, что я учила в университете, было основано на советской модели ведения экономики. В западной компании все, конечно же, работает иначе.

IMG_5105

Когда я проходила отбор на стажировку, проводилась бизнес-игра. Нам давали разные термины, например такие, как EBITDA, и я с ужасом подумала, что вообще не понимаю, о чем говорят люди. По факту они говорили о том же, что я учила в университете, но все это называлось иначе в международных компаниях. То, что преподавалось у меня в ВУЗе, кардинально отличается от того, что происходит в бизнесе.

Образование полезно, его нужно получать, но знания ты приобретаешь не настолько обширные, чтобы их можно было потом использовать.

 

Первая работа

Моей самой первой работой была работа репетитора. Я занималась английским с семилетними детьми. В это время я как раз училась в двух ВУЗах и активно участвовала в работе AIESEC.

 

Ключевые этапы

Началось все, как ни странно, с AIESEC. Сидеть на месте в университете не хотелось, нужно было что-то делать, поэтому я вступила в организацию. Мое время там было большим и захватывающим «челенджем», именно там я узнала, что в Украине, кроме отечественных предприятий, существуют еще и международные компании, которые предоставляют интересные возможности выпускникам. Для меня, как для студентки провинциального ВУЗа в Луганске, сложно было представить, что такое возможно. Я узнала, что в больших компаниях есть программы стажировок, на которые можно податься после университета. Так я случайно подалась в компанию Sun InBev, и меня случайно выбрали. Я этого совершенно не ждала, т.к. AIESEC еще полностью держал меня, и в какой-то момент я вынуждена была принять решение уйти из организации. Мне казалось, что стажировка – это очень крутой шанс, ведь, еще не получив диплом бакалавра, у меня уже была возможность поработать в крупной компании. Так я попала в Sun InBev.

Когда я попала на стажировку, я получила возможность посмотреть, как работает бизнес западной компании, путем участия в проектах, задачах разных департаментов, и, что немаловажно, общаясь со всеми уровнями сотрудников. Я могла общаться и с генеральным директором, и с торговыми представителями. Нужно было по максимуму впитывать в себя информацию, разбираться, как работает бизнес, что я могу сделать, чтобы принести ему еще больше прибыли. Главными качествами были открытость, желание брать на себя новые задачи и ответственность. Мне было очень интересно, я была готова пробовать себя во всем.

Когда я попала на стажировку, я получила возможность посмотреть, как работает бизнес западной компании, путем участия в проектах, задачах разных департаментов, и, что немаловажно, общаясь со всеми уровнями сотрудников.

10 месяцев я смотрела, как работает бизнес изнутри, ездила по невероятным местам (например, на завод в Тюмени). К концу стажировки необходимо было выбрать функцию, в которой хотелось бы работать, и я начала присматриваться к открытой позиции в торговом маркетинге. Сначала я к этой функции относилась с опаской, потому что она для меня была не очень понятна. Затем я поняла, что это продвижение в точках продаж – по сути, тот же маркетинг, просто более тесно связанный с продажами. В итоге я решила, что мне это подходит.

Белаш_2

В отделе торгового маркетинга я начала работать на должности специалиста, занималась заказом рекламных материалов. Через год я стала менеджером по торговому маркетингу.

На работе была важна гибкость, умение быстро реагировать на изменения. Так как моя работа очень близка к рынку, который постоянно меняется в свою очередь, мне нужно уметь адаптироваться под разные изменения.

Когда меня взяли на позицию менеджера, я оказалась младше всех своих подчиненных. К тому же, у нас в компании каждый менеджер должен иметь опыт продаж, а у меня такого опыта не было. Поэтому передо мной стоял вызов: быстро освоить новые для меня вещи, быть с людьми на одном уровне, доказать, что я могу эффективно справляться с поставленными задачами.

Должна сказать, что мне очень повезло с руководителями. Они верили в меня, поддерживали, давали возможность взять на себя ответственность.

Когда меня взяли на позицию менеджера, я оказалась младше всех своих подчиненных.

 

Рабочий день

Мой рабочий день бывает разным. В среднем семь дней в месяц я провожу в командировках.

Немного подробней расскажу про торговый маркетинг. Это направление отвечает за продвижение продукта в точках продаж. Например, есть супермаркет, пиво там может стоять на полке, в холодильнике, в дополнительном месте на отдельной стойке. Моя задача – сделать так, чтобы продукт был доступен и виден в каждом из этих мест продаж. Поэтому мне нужно, чтобы у всей страны были холодильники, дополнительные стойки, чтобы по всей стране проходили активности, стимулирующие продажу пива. Также моя задача – сделать так, чтобы каждый из моих подчиненных следил за тем, что происходит у них в регионах. Поэтому в течение рабочего дня я общаюсь с регионами, поставщиками, с отделом маркетинга и другими коллегами, провожу встречи по поводу плана активностей. Рутины и повторяющихся одинаковых задач в моей работе мало, разве что раз в месяц, когда нужно подготовить отчеты.

Обычно я приезжаю на работу в 9 утра, вечером стараюсь задерживаться недолго (бывает до 7-8), чтобы оставалось время на личную жизнь, увлечения и спорт. В течение дня я люблю выезжать из офиса, езжу в торговые точки, чтобы своими глазами видеть, что происходит на рынке, какая ситуация у нас, какая ситуация у конкурентов. Это наталкивает на новые идеи, как увеличить продажи.

 

Что нужно знать и уметь

В идеале для работы в торговом маркетинге хорошо иметь опыт в маркетинге и продажах. Не понимая, как продается продукт, ты с трудом сможешь придумать инструменты его продвижения. К сожалению, в ВУЗах торговому маркетингу не учат, поэтому все знания приходят с практическим опытом.

Нужно знать рынок, знать бизнес, тогда будешь ценным и продуктивным.

Не понимая, как продается продукт, ты с трудом сможешь придумать инструменты его продвижения.

 

Привычки и личностные качества

Человек, работающий в этой сфере, должен быть очень коммуникабельным, уметь построить отношения с разными людьми – и с теми, кто создает продукт, и с теми, кто его продает, а они могут говорить на разных языках. Он должен быть креативным, потому что рынок не стоит на месте, и чтобы продажи росли, нужно постоянно придумывать что-то новое, а не из месяца в месяц делать одно и то же. Также важно быть инициативным, чтобы вовлекать в работу другие отделы и функции компании.

Мне также помогает внимательность к деталям, это позволяет делать работу качественно.

Работая в торговом маркетинге, важно верить в продукт, который продается.

Торговым маркетингом точно не должен заниматься человек, который любит рутинные задачи, например, сидеть над отчетами и не смотреть вокруг. Тот, который настроен на скрупулезную работу, требующую большой усидчивости, любит работать с документами, а не с людьми, который не хочет выходить из зоны комфорта (в моей работе из зоны комфорта нужно выходить постоянно).

Работая в торговом маркетинге, важно верить в продукт, который продается, интересоваться тем, что происходит на рынке, в других категориях, черпать оттуда идеи.

IMG_5081

 

Полезные ресурсы

Насколько я знаю, начинают появляться практические курсы по торговому маркетингу. Например, в Киеве есть маркетинговая школа “Be First”, у них есть такой курс. Он построен на том, что в качестве преподавателей выступают практики из компаний, такие, как я, и рассказывают о том, что они делают.

Большую часть знаний по трейд-маркетингу я приобрела благодаря внутренним ресурсам компании, где работала. Из книг могу посоветовать любые, которые освещают покупательскую психологию и поведение, так как торговый маркетинг, в первую очередь, имеет в своем фокусе покупателя. Поэтому почитайте «Buyology» Мартина Линдстрома, «Freakonomics» Ст. Льюиса, Ст. Дабнера.

 

Вдохновение

В работе меня больше всего зажигает общение с людьми. Когда еду «в поля», вижу, как люди делают свою работу, выполняют спущенные им сверху задачи, общаюсь с людьми, которые каждый день борются с конкурентами, я получаю порцию вдохновения, у меня появляются новые идеи.

В работе меня больше всего зажигает общение с людьми.

Очень вдохновляют примеры наших коллег из других стран. Есть страны, которые очень далеко ушли в том, что они делают в торговых точках, поэтому появляется желание реализовать такие же идеи в Украине.

Больше всего вдохновляет смотреть на рынок, на реальные процессы, а не просто сидеть в офисе.

Также нравится видеть результат через много месяцев работы, становиться примером для других компаний. Это придает ощущение того, что ты делаешь полезные дела.

IMG_5087

 

Формула успеха

Наверное, понимание того, чем ты действительно хочешь заниматься, придет само. Это может быть что-то, что человек умеет делать, что у него хорошо получается. Чтобы найти это, нужно интересоваться новыми вещами, разбираться, что представляют собой разные профессии, выходить за рамки того, что ты уже знаешь.

Главное, не нужно бояться перемен. Нужно искать новые возможности, даже если они изменят привычный образ жизни.

Главное, не нужно бояться перемен. Очень часто люди, работающие в больших компаниях, чувствуют себя защищенно, поэтому начинают бояться изменений, им становится сложно отказаться от того, что у них же есть. Но нужно думать о том, что изменения – это всегда к лучшему, тогда все получиться. Нужно искать новые возможности, даже если они изменят привычный образ жизни.

2794 2
Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Похожие статьи: