Инженер впечатлений. Дмитрий Тарабанов о профессии «Гейм-дизайнер». Продолжение.

Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Продолжение интервью с Дмитрием Тарабановым, гейм-дизайнером, креативным директором компании «Gameloft».Первую часть интервью читайте тут.

Расскажите, пожалуйста, как сегодня выглядит Ваш рабочий день.

Наша индустрия отличается от других тем, что люди приходят на работу в достаточно гибком интервале и не всегда рано. Например, у нас рабочий день начинается с 9 до 11, можно прийти в любое время в этом промежутке. На меня в плане дисциплины лучше не равняться.

После этого один день не похож на другой. Главное, что приходится делать каждый день мне, это взаимодействовать с командами. У нас много команд, которые делают игры, в каждой есть гейм-дизайнеры, создающие игровой дизайн. Даже если в процессе создания игры все идет идеально, все равно я обязан наблюдать, чтобы вдруг не проскочило какой ошибки, чтобы что-то важное не упустили. Это вопрос эффективности студии как таковой. Мы существуем не изолированно, у нас есть штаб-квартира, которая тоже беспокоится о том, чтобы мы не «косячили». Перед ними нужно держать марку. Нужно следить, чтобы все было целостно, чтобы соответствовало желаниям аудитории, чтобы планка качества держалась на достаточном уровне. Для меня еще важно, чтобы в перспективе команды все меньше нуждались в подстраховке, чтобы от меня требовалось все меньше и меньше вмешательства.

Поэтому очень часто приходится передавать свои знания другим. На самом деле, это очень интересно. Чаще проще самому взять и сделать, нежели объяснить. Это то, чем талантливый гейм-дизайнер отличается от опытного: талантливый не может объяснить, как он сделает эту свою крутую штуку, и почему она такая, а опытный может. Книги пришлось читать стопками, в первую очередь для того, чтобы вещи, которые ты понимаешь подсознательно, можно было выразить в виде слов, правил, графиков так, чтобы люди это поняли. Рационализировать, я уже говорил.

Есть в Вашей работе задачи, которые Вы считаете скучными, рутинными, и те, которые Вас вдохновляют?

Что за вопрос, мы же делаем игры! Что может вдохновлять больше?

Однако, да, есть и рутинные задачи, их достаточно много. Индустрия очень большая, поэтому иногда нужно выполнять менее творческие задачи, такие как оформление документации, тестирование багов. Иногда от этого устаешь.

Но как только появляются «челенджы», то, чего раньше никто не делал, задачи, в которых есть простор для творчества, о рутине забываешь или перестаешь обращать не нее внимание. Хотя… Если сравнить нашу рутину с той же работой оператора касс, то у нас не рутина, а то еще развлечение!

Сколько времени Вы тратите на вдохновляющие задачи, а сколько – на рутинные? Что Вам помогает выполнять рутинные задачи?

Для рутинных задач помогает самоорганизация… и отвлечение, чай и конфеты. У нас в офисе много корзин с конфетами, с фруктами  — как правило, ребята скидываются и покупают это все. Когда кому-то не хватает углеводов, можно подкрепиться, подогреть умственные процессы. Также очень здорово, что у нас есть комната с играми, различные игровые приставки, включая самые новые и современные, большая коллекция игр. Есть шлем виртуальной реальности, импровизированный спортивный зальчик, теннисный и футбольный столы. Рутина, га? Опять-таки, у нас есть библиотека, так что можно и почитать, найти в книгах что-то по интересующему тебя вопросу, что поможет принять решение.

В конце концов, все понимают, что это работа, и даже задача, которая не кажется в данный момент интересной, должна быть сделана качественно и в срок. Тут уже каждый выбирает для себя стимул — кому проще себя самоорганизовать, кому, напротив, развеяться и вернуться со свежими силами.

Что в Вашей работе Вас больше всего зажигает, что больше всего в ней цените?

Дело в том, что большинство людей, работающих в игровой индустрии, делают это не ради денег, или не только ради денег. Как я уже говорил, для многих это воплощение детской (или взрослой?) мечты. Я, например, верю в то, что игровая индустрия —  действительно пик и высшая форма проявления искусства в наше время, которая интегрирует и телевидение, и кино, и литературу в один «фьюжн», симбиоз.

Игровая индустрия —  действительно пик и высшая форма проявления искусства в наше время, которая интегрирует и телевидение, и кино, и литературу в один «фьюжн», симбиоз.

Для меня игры – это то, чем были книжки для прошлых поколений, и в то же время самая близкая к реальному опыту форма искусства. В отличие от того же кинематографа,  игры позволяют напрямую взаимодействовать с воображаемым миром, персонажами,  выполнять воображаемую деятельность. Я считаю, что это очень здорово, потому что об этом, наверное, люди мечтали долгое время, создавая древние ритуалы и фестивали. Ведь хочется не просто увидеть воображаемый мир, представить его, но и принять в нем активное участие.

Например, мы с ребятами тестировали шлем виртуальной реальности, компанию-производителя которого недавно купил Facebook. Мы получили один из первых рабочих прототипов в Украине, и еще год назад все попробовали, что собой представляет виртуальная реальность. Ты надеваешь на голову шлем, который проецирует в окуляры 3D-изображение, и игровой мир выглядит так, как будто ты видишь его своими глазами вокруг себя. Стереоскопическое изображение, широчайшее поле зрения. За исключением нескольких недоработок, некоторых недостатков технологии, шлем создает достаточно фантастическое впечатление. Мозг настолько сильно верит, что ты находишься внутри этого мира, что немного подташнивает. Ты вроде бы понимаешь, что это не по-настоящему, но в какой-то момент тебя просто переклинивает — и ты получаешь самую высокую степень погружения, которую может дать сегодняшний уровень технологий. После первого раза, когда я его надел, я шел домой, смотрел на окружающих людей на улице и думал: «Ага, вот вы еще не знаете, что такое есть, живете как жили». Одолевает такое себе ощущение прорыва, и очень скоро даже люди, далекие от игр, о нем услышат!

В шлеме виртуальной реальности

В шлеме виртуальной реальности

Что должен ценить и любить человек, который выбирает Вашу профессию, и кому в эту сферу точно идти не нужно?

В первую очередь, этот человек должен искренне любить игры, причем не какого-то конкретного жанра, а все игры как таковые. Нужно, чтобы у него был достаточно разнообразный игровой опыт, важно знание всего игрового рынка. Для того, чтобы знать лучшие практики и методы, важно  самому лично познакомиться с играми.

Точно не стоит заниматься этим тому, кто не любит игры и идет в игровую индустрию только ради денег. Уровень зарплат у нас достаточно высок, но в других областях IT программисты могут получать даже больше. Здесь большинство в первую очередь «за идею».

Что каждое утро заставляет Вас идти на работу?

Игровая индустрия – это место, из которого не хочется уходить. Work/life balance у нас сложно соблюдать, так как сюда целенаправленно идут люди, которые согласны, чтобы их жизнь и работа смешивались. Люди могут прийти домой и продолжить работать, а в течение рабочего дня могут выйти на балкон, поиграть в игры, выпить чаю.

У нас важна способность творчески мыслить, находить неординарные решения, поэтому такая ситуация более чем уместна. Бывает, моешь дома посуду или принимаешь душ, как тебе приходит гениальная идея, а иногда ты треть рабочего дня тратишь на то, чтобы почитать новости, посидеть в социальных сетях, посмотреть котиков… Так что люди, которые идут на работу, делают это с радостью, ее не воспринимают как досадную обязанность, и не ждут, когда же наступит окончание рабочего дня или пятница. Здесь все работает по-другому.

Какая рабочая проблема может заставить Вас не спать всю ночь?

Индустрия такова, что время от времени нас поджимают сроки, и приходится всей командой не спать, фиксить баги, допиливать фичу. А бывает, наоборот, выходит новая классная игра, и она так затягивает, что ты играешь всю ночь до утра, а на следующий день возьмешь отпуск на работе. Опять же, здесь работают вовлеченные  и увлеченные люди.

Планировали ли Вы свои профессиональные цели? Менялись ли эти цели со временем?

«Одевайся на столько, сколько ты хочешь зарабатывать», знаете такое? Тут принцип так не работает, но позитивный посыл в нем есть. Если ты справляешься со своей работой и становится свободней со временем или откровенно скучно — подумай, какой навык ты можешь еще прокачать, или куда бы еще сунуть нос на работе. Никогда не знаешь, до каких высот доведет такая тактика, но дело будет в любом случае.

Чем бы Вы занимались, если не гейм-дизайном?

Поскольку игровой дизайн – это проектирование человеческих впечатлений, я бы проектировал их в какой-то другой области. В нашей работе хватает всего по чуть-чуть: и кинематографа, и классических игр, и социального опыта, и инженерного. Но я надеюсь, что останусь тут, так как наша область не ограничивает возможности для развития.

У кого Вы учились? У кого посоветуете учиться игровому дизайну?

Гуру в нашей индустрии много, большинство из них живет на Западе. Многие из них написали книги, некоторые ведут дневники, блоги. Важно не ограничиваться игровой индустрией. Я, например, постоянно смотрю дневники, описывающие, как создавались «Индиана Джонс», «Звездные войны» и другие культовые вещи медийной культуры, мне интересно понять, почему они стали вестниками своего поколения, почему именно их полюбила публика. Есть легендарные гейм-дизайнеры, кинорежиссеры, писатели, музыканты, инженеры, у них у всех можно поучиться. Например, недавно я открыл для себя легендарного советского ученого Генриха Альтшуллера, который разработал теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ). Он попытался найти уникальный алгоритм, который позволяет создавать изобретения в любой предметной области. Это переросло в нетрадиционную область знаний, и после развала СССР масса советских специалистов уехали заграницу и стали там консультантами транснациональных корпораций.

Игровой дизайн тесно связан с миром развлечений, поэтому можно выбирать гуру из каждой отрасли, относящейся к интертейнменту, и изучать, что руководило его решениями.

Вы сейчас кого-то учите, передаете свои знания?

Изо всех сил пытаюсь это делать. Пытаюсь собрать в кучу собственные знания, собираю библиотеку, провожу лекции, что-то передаю в личных беседах. Правда, я не всегда доволен (и народ, я думаю, тоже) тем, как мне это удается передать. Я частенько начинаю романтизировать общие теоретические знания, а люди хотят получить простой, внятный, практический опыт, получить ответ на то, почему здесь нужно подвинуть влево, а здесь – вправо. Я еще не нашел достаточно эффективного способа, как проложить этот мостик во время обучения, когда человеку нужна базовая помощь для выполнения задания, а я пытаюсь объяснить это с высшей математикой. С этой перспективы начинаешь ценить работу преподавателей — и ненавидеть себя за то, что сам спал на их лекциях.

Как можно попасть на работу в Вашу компанию?

Все вакансии размещаются на нашем сайте. Можете пробовать свои силы!

Есть ли тематические мероприятия, профессиональные сообщества в Украине и в мире в Вашей сфере?

Сегодня ситуация в этом плане улучшается. Появляется много ресурсов и конференций, групп в социальных сетях, люди делятся своими знаниями, собираются на конвенциях разного формата, начиная от капустников, заканчивая фестивалями, и это очень здорово. Такие мероприятия дают живое общение, ценный опыт.

Сам я в таких мероприятиях практически не участвую, потому что в свое время этого переел, когда ездил на конференции по фантастике. Тогда была возможность познакомиться практически со всеми известными авторами лично. В игровой индустрии в формальных и неформальных тусовках тоже можно познакомиться с опытными людьми.

Для тех, кто владеет английским языком, я советую следить за тем, как все эти вещи происходят на Западе. Индустрия у нас, можно сказать, импортная, и главные ее инициаторы находятся в Европе и США. Соответственно, конференции, которые проходят там, имеют, по моему мнению, большую важность, чем локальные.

Примером таких конференций является Game Developers Convention (GDC).

Тусоваться хорошо, обретать новые контакты – отлично, а если еще и получать знания – то вообще супер.

Если возможности ездить на конференции нет, стоит искать доклады и записи с них, т.к. это главный источник знаний об игровом дизайне, если не считать книг.

С чего стоит начать людям, которые хотят работать в гейм-дизайне?

Для начала, стоит спросить себя, то ли это, чем ты хотел бы заниматься. Если есть какие-то возражения, то стоит лишний раз подумать. Если их нет, нужно посмотреть, насколько ты творческий человек, можешь ли изобретать что-то новое и можешь ли формализовать свои идеи. Помимо творческих навыков важно иметь хотя бы базовые навыки программирования, важно понимать его основные принципы. Также нужно уметь отличить эстетичное изображение от неэстетичного, уметь работать в графических и игровых редакторах. Ну и конечно, важно то, как сильно ты любишь игры и готов ли к работе в команде.

В чем заключается секрет профессионального успеха? Как человеку понять, чем он хочет заниматься?

Я следую принципу, о котором узнал из одной книги. Суть состоит в том, что, во-первых, ты должен любить то, чем будешь заниматься, во-вторых, эта деятельность должна приносить пользу людям. Под эти два принципа нужно выбирать работу. То есть ошибкой будет выбирать работу ради денег и славы, это путь внутреннего выгорания и морального разложения. Поскольку я верю, что игры все-таки приносят пользу людям, и это то, что я люблю, я нашел свое призвание. Чего и всем искренне желаю!

Во-первых, ты должен любить то, чем будешь заниматься, во-вторых, эта деятельность должна приносить пользу людям. Под эти два принципа нужно выбирать работу.

1047 2
Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Похожие статьи: