Профессия «Архитектор». Слава Балбек, создатель мастерской 2b.group

Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

В этот раз мы пообщались со Славой Балбеком – архитектором и дизайнером, создателем мастерской 2b.group, активистом проекта по созданию культурного пространства на месте бывшей фабрики «Юность» в Киеве.

548612_423272277733370_1324250851_n

Выбор профессии

До пяти лет включительно я мечтал стать космонавтом. Но потом мне попали мячом в голову, и я понял, что космонавт из меня будет не очень. Затем я хотел стать профессиональным спортсменом – меня родители записывали в спортивные секции, сначала это была борьба, потом бокс. До десяти лет я думал, что буду бороться. А уже ближе к концу школы решил заниматься чем-то творческим. У папы было очень много друзей-художников. Они периодически приходили в гости, и я с ними рисовал то  карикатуры, то еще что-то. Я думал, что буду художником-оформителем. Архитектор – совсем не мой выбор был тогда. Но так получилось, что моя знакомая поступала в ВУЗ на архитектора и предложила  мне тоже попробовать. Попробовали, поступили. Чем больше я учился, тем меньше занимался профессиональным спортом, хотя тогда я думал, что это будет мое будущее, но недолго, правда. Со временем я понял, что мне это правда интересно, и со второго курса начал применять свои знания на практике.

539425_412074485519816_509133790_n

Образование

На момент выбора ВУЗа я уже понимал, что мне интересно заниматься чем-то творческим. Мне не особо хотелось быть архитектором и строить дома, я хотел быть декоратором. Но 10 лет назад художник-декоратор не имел такого веса, как сейчас. Сегодня художник-оформитель — это не дизайнер, дизайнер — не архитектор, архитектор — не инженер. Я поступил в Киевский национальный университет строительства и архитектуры, чтобы получить базу.

Сегодня художник-оформитель — это не дизайнер, дизайнер — не архитектор, архитектор — не инженер.

Не буду говорить о супер-знаниях, которые дал университет, но там  я понял, чем мне интересно заниматься, а чем не очень. Я учился на факультете дизайна, у нас была обособленная 5-я группа, у нас были совсем другие проекты, чем у остальных групп, немного другое расписание. За это нас не любили другие группы и факультеты. Наше направление называлось «Дизайн архитектурной среды». У нас было больше творческой составляющей, возможность выбирать разные направления для дипломного проекта. Мне это очень нравилось, хотя все архитекторы пытались «придушить» нас, «дизайнеров среды».

 

Первая работа

Еще со школы мне нравилась работа с графикой.  Я рисовал логотипы, пробовал себя в веб-дизайне. Разбирался сам, мне было интересно. Прошел короткие двухнедельные курсы по веб-дизайну, начал делать сайты, GIF-анимацию. На первом курсе на портале по трудоустройству я нашел вакансию в крупной рекламной компании. Я приехал к ним, сказал, что я могу делать крутые рекламные баннеры. По сути, я приехал и сказал: «Я буду у вас работать, вот мое портфолио». Там всего одна или две работы было.

По сути, я приехал и сказал: «Я буду у вас работать, вот мое портфолио»

Я предложил сделать какую-то работу, чтобы показать свой уровень. Мне дали задание сделать свой вариант навеса над гостиницей «Лыбидь». Я поехал на место в тот же вечер, сделал замеры, все вычертил, за ночь сделал рендер и утром принес готовую работу. Меня взяли.  Буквально сразу мои визуализации попали к архитектору, который курировал этот проект. Он увидел, что я трудоспособный парень и делаю все на компьютере. Сам он все делал от руки, в ручной графике. Он попросил меня сделать фрагмент его работы в 3D. Я сделал, ему понравилось, понравилось всем руководителям. После этого все время проектирования мы работали вместе. И в конце второго курса, когда закончился проект, руководители начали подкидывать мне разные заказы, давали возможность подзаработать. Я получал опыт и деньги, меня это устраивало.

 

Ключевые этапы

После первого проекта я поработал пару лет в крупной архитектурной мастерской. Туда я попал по знакомству — мои родственники занимали там какую-то должность и пригласили младшим помощником архитектора. Это была простейшая работа — считать площади, расставлять унитазы. Я разбирался с рабочей документацией, площадями, спецификациями. Мне это не очень нравилось, но я понимал, что это нужно знать, чтобы двигаться дальше. Там же я смог понять, нравится ли мне предметный дизайн, интерьерная часть. Спустя 2 года на какой-то вечеринке я познакомился с Олегом Волосовским, известным киевским архитектором. Он меня пригласил поработать у него в мастерской. Следующие два года я работал там, это был уже 5-й курс.

Я много брал дополнительной работы, объемы были нереальными, из-за чего я завалил университетские проекты, почти не ходил на пары, в итоге пришлось остаться на второй год. Я взял академический отпуск, написал заявление, что я вижу себя архитектором, дайте мне шанс себя проявить. Красивое такое обращение к декану. И в итоге обратно на бюджет взяли только меня и беременную девушку. Когда я снова пришел на пятый курс, мне уже было ясно, сколько времени уделять учебе, а сколько – работе.

После университета я занялся самостоятельной практикой. С моей однокурсницей Ольгой Богдановой мы решили организовать собственную мастерскую. Название придумали быстро «2B Group» – Балбек, Богданова. Взяли один проект – интерьер. Это было очень сложно. Он был таким «комом», что и не перескажешь, это была настоящая школа жизни, мы ошиблись везде, где только можно было ошибиться. Попали на сумасшедшие деньги, но это нас многому научило. Уже на следующий проект мы взяли помощницу. Потом мы взяли еще одного человека, второго, третьего, переехали в другой офис вместе с нашими друзьями, тоже архитектурной мастерской. Вот так все закрутилось. В целом все шло довольно гладко. Наверное, это как  в «Симпсонах», когда Барт что-то натворил, стоял и плакал, к нему подошел папа и сказал: «Сынок, не переживай, худшее еще впереди».

Наверное, это как  в «Симпсонах», когда Барт что-то натворил, стоял и плакал, к нему подошел папа и сказал: «Сынок, не переживай, худшее еще впереди».

 

Рабочий день

Мой рабочий день каждый раз выглядит по-разному. В основном это поездки. Начинаю с 7 утра, обычно в 8 я уже на объекте. К 10 я стараюсь заезжать в офис, чтобы понять, кто чем занимается, кому дать какое задание в течение дня. Потом определяю маршрут и еду по объектам, либо же провожу встречи. Возвращаюсь вечером часам к 6-7, смотрю, что сделано ребятами. Я почти не нахожусь в офисе днем. У нас сейчас порядка 15-и текущих объектов. Это достаточно сложно координировать. Мне бы хотелось больше времени проводить в офисе, с ребятами общаться. Пока не получается. Я их периодически классифицирую, кто в какой отрасли работает лучше, делаю speed-test –  даю ребятам задачу на час времени с максимальной нагрузкой и смотрю, кто работает быстрее, кто точнее. Но все это переварить и выдавать конкретное задание конкретному человеку в конкретное время не всегда получается. Стараюсь находить время для повышения эффективности работы: статистики, классификации и структуры. Но не всегда на это хватает времени и сил.

Я могу сесть за работу часов в 11 вечера и закончить в 3-4 часа. Только так я могу сделать что-то продуктивное.

Если я занимаюсь чем-то творческим, я делаю это ночью, когда нет звонков, когда можно спокойно сесть и поработать. Последние лет 5 исключительно в таком режиме — я могу сесть за работу часов в 11 вечера и закончить в 3-4 часа. Только так я могу сделать что-то продуктивное. Все остальное время ребята проектируют без меня. Каждый делает эскизы, показывает свое видение. Если мне это нравится, я продвигаю дальше. Если не нравится, я прямо сверху рисую, они вносят изменения, а я курирую проект дальше.

995975_558974370829826_1157013514_n

Вдохновение

В работе меня вдохновляет и результат, и сам процесс. Когда ты занимаешься проектированием на раннем этапе, придумываешь что-то, а потом видишь, как это «что-то» реализуется. Когда ты делаешь на бумаге несложный жест, а клиент готов выложить за это деньги. Это супер-крутое ощущение. Ты как бы реализовываешься за чужие деньги. И чем больше строишь, тем больше гонорары, бюджеты, и больше позволяют проектировать, позволяют делать какие-то сумасшедшие вещи; ты можешь экспериментировать, и люди тебе доверяют, и содержание работы становиться все круче и круче. Тут нет верхней планки.

Еще мне очень нравится, когда наши украинские дизайнеры делают хорошие объекты, это мотивирует. Сейчас на лицо развитие украинского архитектурного стиля, образа жизни украинцев. Появляется много интересных заведений, ради этого интересно работать. Вдохновляют культурные проекты, когда тебе говорят: «Слушай, надо сделать такую тему, нет денег, но она очень интересная». И ты – «Да, давайте делать, это интересно!». Я люблю проекты, в которых можно проявить себя. Если говорят: «Ты можешь делать все, что захочешь», тогда я могу работать даже  бесплатно. Это прикольно и вдохновляет.

Я люблю проекты, в которых можно проявить себя. Если говорят: «Ты можешь делать все, что захочешь», тогда я могу работать даже  бесплатно. Это прикольно и вдохновляет.

Ну и, конечно, мое вдохновение — моя семья и спорт. Нет,  семья, собака, спорт. Я участвую в чемпионатах мира по фрисби. На все остальное не хватает времени, если ты работаешь 7 дней в неделю, с 8 до 22. Это сейчас не работа, это моя жизнь. По сути, образ жизни. Это не работа для босса с 8 до 17. Я понимаю, что чем больше я буду работать, тем больше буду себя развивать. Меньше работать – меньше буду развивать. Элементарная логика.

 

Что нужно знать и уметь

Для меня при выборе сотрудников важна многофункциональность и вменяемость. Вменяемость значит, что  человек должен быть чистоплотным, отвечать за свои слова, не мешать другим работать, не подставлять. Многофункциональность – это про то, что каждый должен знать, как сделать скетч-ап, как работать в 3D-Max, уметь начертить, поехать выбрать мебель. Для нас важна взаимозаменяемость.

Обязательно должен быть хороший вкус, умение работать красиво и пропорционально. Я считаю, что вкус  развить невозможно, можно развить чувство стиля. Следить за тенденциями и стараться повторять, как делают люди, у которых есть какие-то достижения.

Вкус  развить невозможно, можно развить чувство стиля.

Также архитектор должен уметь работать с клиентами, быть объективным и непредвзятым. Нужно быть немного психологом. Быстро определить, что это за человек и чего он конкретно хочет. У нас целые опросные листы есть, серьезные, психологические, которые позволяют нам определить, что это за человек, какой у него образ жизни – только тогда ты ему сможешь предложить, в какой цвет покрасить стол, а в какой стены. В противном случае все  будет неоправданно. Не зная человека, ты не можешь ему предложить подходящий ему образ жизни, ведь интерьер – это формат жизни человека. Момент психологии в интерьере важен.

 

Привычки и личностные качества

Для того, чтобы быть эффективным, должен быть порядок в своей личной жизни, потому что беспорядочные связи не идут на пользу работе. Должна быть своя структура, вещи на местах, правила поведения. Если в хаосе торопиться, пытаться успеть то, что ты 100% не успеешь – это у меня сейчас происходит – это очень трудно.

В эту профессию нельзя идти людям-одиночкам. Потому как на любых проектах есть коммуникационный треугольник «архитектор – строитель – заказчик», и он должен работать. Люди, которые живут с установкой «я сам все сделаю», не добьются ничего хорошего. Нельзя быть слишком скромным.  Работая архитектором, нужно быть очень пробивным, нужно быть  менеджером, который решает проблемы. Если ты ко всем будешь относиться с добром, то тебе сядут на шею на второй день. А это плохо. Ты будешь заканчивать объекты, но очень долго и с большими потерями для себя, к сожалению.

В эту профессию нельзя идти людям-одиночкам.

Нужно уметь работать при условии постоянной координации процессов. Подрядчики выполняют свои части работ, а тебе нужно свести все в один чертеж, проследить, чтобы все сошлось, не мешало друг другу. Также нужен постоянный контроль по срокам, по цене, по качеству работ. Нужно постоянно созваниваться, уточнять, ехать проверять качество. Если выпадает одна ячейка, то потом намного сложнее вернуть это все на свои места. Не приехал паркет, к примеру, и это тормозит все остальные работы. В итоге оказывается, что ты сместил график на три месяца из-за того, что кто-то что-то забыл. Или он приехал, но его не хватило – еще грустнее тогда, нужно заказывать и снова ждать. Такая работа — это не только чертежи, а еще и логистика.

 

Полезные ресурсы

По правде,  я не слежу за этим в последнее время. Есть и архитектурные сайты, и комьюнити, и группы в фейсбуке, где можно себя показать, заявить, попробовать. Никто тебя не будет ругать, если ты возьмешь какую-то старую школу или заведение и сделаешь предложение от себя, просто поделишься с миром. Или возьмешь бювет на Дмитриевской, попробуешь сделать предложение по переоформлению и просто выложишь в сеть. Кому-то это понравится, кому-то нет. Кто-то тебя запомнит, пригласит поработать, вот и все. Как минимум на практике ты научишься намного большему, чем просто листая книжки. Да и никто не отменят само-PR, использование своего круга общения. Нужно понимать, куда тебе вклиниваться и как построить отношения с интересными и полезными людьми.

Могу посоветовать такие интересные ресурсы:

http://www.archdaily.com/

http://www.contemporist.com/

На практике ты научишься намного большему, чем просто листая книжки.

 

Формула успеха

Нужно пробовать себя в разных направлениях. В дизайне, рекламе, менеджменте, логистике. Понять, ты технический или творческий человек, тебе нравится творить или организовывать, или же решать вопросы. У всех есть друзья, все общаются, у каждого друга есть работа. Можно узнать, чем они занимаются, какие плюсы и минусы у этой работы, и попробовать себя в том же направлении, если тебе вообще нечем заняться.

Но это грустно, когда люди в сознательном возрасте не знают, чем им заниматься. Можно попробовать себя во всем, но ты не понимаешь, будет ли приносить это тебе удовольствие. Выбирая профессию, которая приносит  тебе удовольствие, тебе не приходится работать ни одного дня. Мне, наверное, с этим просто повезло.

Выбирая профессию, которая приносит  тебе удовольствие, тебе не приходится работать ни одного дня. Мне, наверное, с этим просто повезло.

3970 2
Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Похожие статьи: