«Связи решают все!» Эксперт по PR в «МТС Украина» Юлия Бортник

Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

О том, чему может научить университет, какие качества важны для пиарщика и полезных привычках.

Бортник_1

Юлия Бортник — эксперт по PR в компании «МТС Украина», ей 24 года. Более 5 лет работает в сфере маркетинга и коммуникаций.

 

Выбор профессии

В детстве я мечтала стать учительницей младших классов. Сейчас я с трудом могу представить себя с указкой и со стопкой детских тетрадок, но тогда восхищалась классной руководительницей и с нетерпением ждала момента, когда меня – учительницу – будут любить и слушаться так же, как ее.

Прошло 10 лет, и всё изменилось. Интерес к маркетингу и пиару у меня возник во время работы в молодежной организации AIESEC. Я пришла туда на третьем курсе, с трудом осознавая, зачем и что мне в итоге это даст. Уже через несколько лет я умела создавать и руководить проектами от начала до конца, подбирать людей в команду и мотивировать их, и, в отличие от многих своих сверстников, знала на 100%, чем буду заниматься дальше. Сейчас я работаю пиарщиком в телекоммуникационной компании, с ее репутацией, имиджем и информацией. Это драйвовая и разнообразная работа с минимумом рутины и максимумом разноплановых активностей.

Когда студенты спрашивают меня, где получать практические знания, которых нет в университете, я советую не ограничивать себя только парами и конспектами, а быть активными: посещать мастер-классы и лекции от успешных людей, работающих в разных сферах, записываться на стажировки.

 

Образование

Я получила диплом магистра по специальности «Международный бизнес и менеджмент» в Киевском национальном экономическом университете (КНЕУ). Но, к сожалению, даже один из лучших экономических вузов страны не дал тех практических навыков, которые необходимы для того, чтобы найти работу своей мечты. Но, с другой стороны, университет научил быть гибкой, стараться решать все задачи быстро, чтобы больше времени уделять действительно важным делам.

Когда студенты спрашивают меня, где получать практические знания, которых нет в университете, я советую не ограничивать себя только парами и конспектами, а быть активными: посещать мастер-классы и лекции от успешных людей, работающих в разных сферах, записываться на стажировки.

 

Первая работа

На третьем курсе я решила заняться поиском работы. Создала свою страницу на hh.ua, отправляла резюме и ходила на собеседования. Мне повезло иметь друзей и знакомых с хорошим опытом и достижениями, которые уже успели пройти несколько десятков собеседований и встреч с руководителями. Они стали хорошими советниками и слушателями моих речей.

Бортник_2

Первое серьезное предложение работы мне сделала консалтинговая компания EBS. Я пришла на позицию ассистента по маркетингу и PR, подписала первый в жизни трудовой договор и завела трудовую книжку. :) В это время я продолжала учиться на третьем курсе и работать в AIESEC, «зашивалась» между всеми делами и тогда впервые в жизни завела планировщик задач.

 

Ключевые этапы

Переломным моментом в моей жизни стала работа в AIESEC. Самыми продуктивными в плане учебы и самообразования были именно эти два года. Я перечитала все возможные книги и статьи по маркетингу, проектному менеджменту, PR, которые на тот момент были доступны в интернете; получила дозу мотивации от успешных людей страны, которых удавалось приглашать для тренингов и мастер-классов; обрела друзей и знакомых, которых сейчас считаю успешными и реализованными в разных сферах бизнеса; наделала много ошибок и поняла, чем хочу заниматься дальше.

В тот момент я поняла очень важную вещь: нужно научиться расставлять приоритеты.

И вторая вещь, о которой знает каждый пиарщик: «Связи решают всё». Сейчас заполучить новых знакомых намного проще: благодаря Facebook теория шести рукопожатий сводится до простой кнопки «Добавить в друзья». Много раз мне помогали как раз дальние знакомые, иногда даже те, с которыми ни разу не встречалась лично. Никогда не знаешь, кто сможет помочь решить вопрос или дать совет. Но, чтобы сохранить такие теплые контакты, необходимо уметь быть полезными для других.

В тот момент я поняла очень важную вещь: нужно научиться расставлять приоритеты.

 

Рабочий день

Мой день начинается с подъема в 6:30. С 7:30 до 9:00 я занимаюсь в тренажерном зале. Я не представляю своей жизни без спорта. Зимой это спортзал, а весной, летом и осенью – бег и workout на улице. Даже полчаса на беговой дорожке – это отличный способ отвлечься от работы, полностью погрузиться в себя, а иногда уйти от стресса.

Скажу банальность, что каждое утро в офисе начинается с кофе. :) Но этот утренний ритуал имеет важное значение. В редакциях такие встречи называют «летучками», у нас же «кофе-пауза» – это возможность проговорить рабочие моменты и спланировать день.

Нельзя сказать, что я работаю 24/7, но график с 10:00 до 18:00 точно не касается пиарщиков. Иногда бывают кризисные ситуации, в которых на счету каждая минута. Я не привязана к рабочему месту, а потому могу подключаться к рабочему процессу удаленно из любой точки на планете.

Рабочий день можно условно разделить на «рабочую» работу и проектный менеджмент. «Рабочая» работа – это задачи, которые нужно делать ежедневно: анализировать мониторинги публикаций и упоминаний бренда в интернете, отвечать за запросы журналистов, выпускать информационные сообщения, согласовывать тексты / контент для разных площадок, где представлена компания, проверять электронную почту, в конце концов. Проектный менеджмент – это создание или координирование PR кампаний, креативные встречи и обсуждения новых инициатив, встречи с партнерами и так далее. Проекты больших компаний чаще всего делают digital и PR агентства, дело пиарщика – поставить задачи и цели агентству, координировать все составляющие проекта. Около 20% рабочего дня – это встречи с партнерами, коллегами из медиа рынка, представителями государства.

Очень важна командная работа. В кризисных ситуациях как раз способность принимать решения вместе и уметь быстро распределять задачи между коллегами проверяется на прочность. Мне посчастливилось работать с профессионалами с бесценным опытом и навыками.

Что касается хобби, то это чтение и онлайн-образование. В этом году я решила прочесть рекордное количество книг, краткие рецензии регулярно записываю в блоге. Также научилась кататься на сноуборде, и теперь это одно из любимых моих увлечений. :)

 

Что нужно знать и уметь

Конечно, чтобы быть хорошим пиарщиком, нужно иметь базовые знания, теорию: знать, что такое PR, понимать инструменты, которыми можно пользоваться, следовать трендам и тенденциям индустрии. Но этого недостаточно. Сегодня хороший пиарщик – это человек, который умеет собрать и эффективно использовать все знания, быть коммуникатором, социологом и психологом, продавцом, переговорщиком, иногда копирайтером, дизайнером и даже программистом. У некоторых образ пиарщика ассоциируется с рекламщиком Октавом из фильма «99 франков» и Конрадом из «Хвост виляет собакой».

В Украине нет традиционного образования по коммуникациям и пиару, но, к счастью, есть бизнес-школы и курсы, где за пару месяцев можно получить все необходимые знания и навыки. Я училась в школе маркетинговых коммуникаций, окончила курсы рекламного бизнеса, прослушала много лекций и мастер-классов. Нужно впитывать любую полученную информацию, анализировать ее и применять в своей работе.

Профессиональные качества пиарщика:

- писательское мастерство (пиарщик генерирует информационные поводы, пишет пресс-релизы, заметки, интервью, статьи; расставляет акценты);

- digital и социальные сети (пиарщик работает с репутацией компании в социальных сетях и блогосфере, мониторит упоминания компании в СМИ и блогах, планирует PR кампании в социальных сетях, создает контент-стратегии);

- риторика и публичные выступления (пиарщик может делать доклады на конференциях, мастер-классах, комментировать актуальные темы, общаться на неформальных тусовках);

- ведение переговоров (пиарщик работает с людьми, проводит встречи, решает вопросы по телефону или e-mail, дает комментарии журналистам, передает официальную позицию компании и т.д.);

- постановка целей и управление проектами (пиарщик запускает PR кампании, создает социальные проекты, ставит задачи агентствам, координирует процесс).

 

Привычки и личностные качества

Спорт – это мое увлечение и одновременно моя привычка. Я профессионально занималась легкой атлетикой и баскетболом, потом перешла на регулярные посещения тренажерного зала и уличный бег. Спорт помогает «освободить мозги» перед рабочим днем, развивать выносливость, поднимать планку и работать над собой. Эти же качества легко переносятся на работу, где точно так же необходимо ставить цели и их достигать.

Пиарщик – это человек-оркестр, который должен успевать всё. Трудно стать хорошим пиарщиком человеку, которому некомфортно работать в стрессовых ситуациях, заниматься кризис-менеджментом, взаимодействовать с людьми, ставить сроки «на вчера», быть выносливым.

Бортник_3

Мне повезло, что мои главные жизненные направления пересекаются с видением компании, в которой я сейчас работаю. В «МТС Украина» по утрам сотрудники занимаются йогой, весной и летом участвуют в спортивных забегах по Украине. Я вместе с коллегами ездила на соревнования в Турцию, это тоже можно считать некой мотивацией и командной работой. В нашем офисе стоит беговая дорожка, душевая, теннисный стол, а рядом со зданием без проблем можно запарковать велосипед. Все эти вещи помогают находить баланс между задачами и отдыхом, находясь в офисе, защищают от «перегорания».

Пиарщик – это человек-оркестр, который должен успевать всё. Трудно стать хорошим пиарщиком человеку, которому некомфортно работать в стрессовых ситуациях, заниматься кризис-менеджментом, взаимодействовать с людьми, ставить сроки «на вчера», быть выносливым.

Эрудиция – одно из главных качеств любого пиарщика. Развивать эрудицию можно по-разному:

- подписаться на людей, которые хорошо пишут (блоггеры, пиарщики, маркетологи, руководители, политики Украины и мира);

- читать актуальные новости из популярных ресурсов и уметь делать оценки мнениям;

- читать статьи, которые прямо или косвенно касаются PR и маркетинговых коммуникаций;

- учиться на онлайн-курсах, конференциях, мастер-классах;

- читать бизнес- и художественные книги, записывать понравившиеся фразы или мысли.

У хороших пиарщиков всегда много разных дел. Чтобы избежать хаоса, нужно уметь максимально эффективно планировать день, выставлять ключевые задачи. Например, я планирую день в блокноте, дублирую в приложении Any.do; сохраняю интересные тексты, чтобы почитать позже, в Pocket; записываю мысли из книг в iOS Notes; учусь на Coursera, edX, для спорта использую Endomondo, Water Balance, Moves.

 

Полезные ресурсы

Я подписана на рассылки самых лучших сайтов по digital, маркетингу, коммуникациям, среди них: cossa.ru, silliconrus.com, lookatme.ru. Для любителей писать тексты советую читать texterra.ru, блог Дениса Каплунова, для пиарщиков – блог Сета Година и его книгу «Фиолетовая корова».

Книги: Нассим Таллеб «Черный лебедь», Кристофер Бакли «Здесь курят» (или посмотреть фильм), конечно же, книга Дэвида Огилви «О рекламе», Уильям Зинсер «Как писать хорошо», Аннет Симмонс «Сторителлинг». Кстати, самые новые книги по бизнесу с хорошими рецензиями появляются в «Манн, Иванов и Фербер».

Советую подписаться на публичных людей в Facebook или Twitter, посещать мероприятия в своем городе.

Бортник_4

 

Вдохновение

Меня вдохновляют люди, их истории и достижения. Я очень люблю читать биографии известных личностей в бизнесе, политике, спорте. В этом году решила перечитать книги по бизнесу и эффективности. Иногда я нахожу время для посещения офлайн мероприятий, кроме полезных знаний это дает возможность приобрести новых знакомых, узнать, что нового на рынке.

Меня вдохновляют люди, их истории и достижения.

Формула успеха

Постоянно учиться, улучшать навыки, в меру мечтать и ставить измеримые цели. А также уметь абстрагироваться и отдыхать, тогда всё получится.

2714 2
Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Похожие статьи: