Как юрист стала HR-директором. Наталья Бровченко

Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

о том, как пришла в профессию HR, о любви к людям и важности веры в себя.

Бровченко_2

Наталия Бровченко — бизнес-тренер, консультант по управлению персоналом, в прошлом HR-директор job-портала rabota.ua. Специализируется на бизнес-консультировании в сфере управления персоналом, разработке HR стратегий, построении бренда работодателя, оптимизации организационной структуры компаний, рекрутинге.

 

Выбор профессии

Выбор профессии был предначертан с детства. Часто на коуч-сессиях даю задание: вспомните, о чем вы мечтали и что любили в детстве. Я мечтала о сцене, о роли спикера, безумно любила фильмы про адвокатов и юристов. Выбор первой профессии был решен сразу – учиться пошла в гимназию, в класс с юридическим уклоном, после поступила в КИМО на международное право.

HR, бизнес-тренер, коуч – к этому тоже была предсрасположенность с детских лет. Мой папа — преподаватель в университете. Маленькой я очень любила ходить с ним на лекции, как завороженная наблюдала за ним: как он ведет лекции, как общаеться со студентами. Также всю жизнь он работал руководителем крупного  предприятия. Его безоговорочный авторитет и сила слова в разговоре с людьми удивляла, поэтому менеджменту и работе с людьми  уже тогда я училась у него.

 

Образование

Мое первое образование — юрист-международник, окончила КИМО, университет им. Тараса Шевченко.  В дальнейшем это всегда было одним их моих козырей при поступлении на работу и в «Динамо», и в «Wella».  Юриспруденция дала мне понимание структуры работы бизнеса, научила работать с большими объемами информации.

На самом деле, хороших HR-ов после университета я встречала очень мало. А после специализированных курсов – достаточно.

Второе образование —  экономическое в Институте технологии и дизайна, вечерняя магистратура. Мне было важно понять, что такое экономика предприятия. Если честно, прикладных знаний я не очень много получила, но сложилось представление о структуре маркетинга и многих других вещах. Среди преподавателей было много практиков.

HR изучала на курсах, тренингах, в процессе работы. На самом деле, хороших HR-ов после университета я встречала очень мало. А после специализированных курсов – достаточно.

Бровченко_03

 

Первая работа

Вначале несколько лет я работала юристом. Первой была практика в юридической компании. Через год перешла  в ФК Динамо на должность юриста, но функционал за 3 года расширился и увеличился. Одним из вызовов для меня было получить лицензию FIFA, UEFA. Это была нелегкая и очень интересная задача, и я многому научилась. Работала с первым вице-президентом, параллельно училась у него менеджменту и управлению проектами, разбиралась в спортивном праве, в структуре клуба, в экономических вопросах. Работая в основном с документами, поняла, что одних документов мне мало. Тогда я решила, что нужно что-то менять, а именно — профессию. Проанализировав задачи, выполняемые в течении этих лет, я отметила для себя, что почти 50% моего времени занимают HR-вопросы. Эти задачи вдохновляли меня больше, чем юридические, потому передо мной стоял выбор: оставить все как есть или заниматься тем, к чему лежит душа.

 

Ключевые этапы                                          

Я пошла на вечерние HR-курсы, где получала структурные знания с огромным количеством примеров. Опыт, полученный в футбольном клубе, а также знание юриспруденции были моими преимуществами. Отправив резюме в рекрутинговое агентство, буквально в течение недели получила предложение работы в немецкой компании  «Wella Украина», которая вскоре стала частью  «Procter&Gamble». Главное, что дали мне эти два года  – структурность и выстраивание бизнес-процессов. Совместно с руководителями мы запустили более массовый продукт – профессиональную краску. Создали команду менеджеров по продажам, подкрепили ее маркетингом, новым структурным обучением: четкими планами по завоеванию рынка, конкретными финансовыми показателями и так далее. Единственное «но»: не было свободы, все делалось согласно правилам и традициям «Procter&Gamble». А хотелось творчества, вызовов.

Затем я перешла в rabota.ua на позицию директора по персоналу. Данный проект «пленил» меня на 7 лет, я им горжусь и люблю его. Нам удалось создать потрясающую команду профессионалов, увлеченных своим делом. Вместе мы прошли много уроков, пережили кризис. Отличительные черты rabota.ua — выполнение планов согласно долгосрочной стратегии, приоритетность развития  сотрудников, прозрачная и понятная система мотивации.  Каждый понимает свой функционал  и то, как он влияет на развитие компании.  Проработав 3 года, я начала читать тренинги для клиентов. Все процессы были налажены, если что-то нужно менять – это делалось быстро и эффективно. Потому легко можно было добавлять творчество.  Один из принципов  rabota.ua состоит в том, что если ты готов взять на себя ответственность, тебе легко ее дадут, главное — заявить о своем желании. За время моей работы в компании география тренингов и мастер-классов расширилась на всю Украину, увеличилось количество тем. Из любимых тем – подбор персонала, упор на пассивных кандидатов, построение бренда работодателя, мотивы и мотивация сотрудников. Я стала постоянным спикером конференций, активно работала со СМИ и ТВ. Все  7 лет не останавливалась в профессиональном развитии, посетила огромное количество семинаров, мастер-классов, конференций, прошла сертификацию бизнес-тренера и  европейскую сертификацию «Корпоративный бизнес-коучинг». Я очень люблю аудиторию думающих студентов, потому всегда с удовольствием провожу мастер-классы и для них: как найти работу, пройти собеседование, а главное, как найти свое призвание и следовать своей мечте.

Один из принципов  rabota.ua состоит в том, что если ты готов взять на себя ответственность, тебе легко ее дадут, главное — заявить о своем желании.

Сегодня в связи с переездом в другую страну я ушла в индивидуальный коучинг. Активно разрабатываю программу и в 2015  хочу запускать онлайн-программы о предотвращении профессионального выгорания, о выборе и формированию карьерного пути, а так же выборе между отношениями и карьерой.

Бровченко_3

 

Рабочий день

Признаюсь, я никогда не делала тайминг своего дня. Если кратко: начало дня —  кофе :), операционные вопросы, а после – все, что касается работы на следующий период. Если мы запускаем программу по HR на 7-8 городов, то ее надо прописать, сделать интересной. Если мы меняем стратегию и нам нужны новые люди – занимаюсь этим и т.д. Не могу сказать, что придерживалась структуры рабочего дня. Рабочий день HR-специалиста — это вещь гибкая, в целом, это мягкое пребывание в офисе. Ты не только отстраиваешь формально процессы, ты еще должен видеть, чем твои люди занимаются, чем живут. Я любила пройтись по офису и посидеть в каком-то отделе. 10 минут «в поле» — и информации достаточно, чтобы увидеть, какие отношения внутри коллектива, как работают с внутренним и внешним клиентом, о чем мечтают, к чему стремятся сотрудники.  Следующий большой пласт – работа с руководителями. Иногда это процесс пяти минут, а иногда нескольких часов. Коучинг, помощь в принятии правильных решений, которые повлияют на судьбу сотрудников – это все тоже задачи HRа. К тому же я всегда выделяла часть времени на собственное образование (интересные статьи, новую информацию, просмотр кейсов), т.к. это необходимо, чтобы двигаться вперед, а не стоять на месте и копаться в одних и тех же процессах.

 

Что нужно знать и уметь

Необходимо постоянно совершенствоваться. Быть интересующимся и любить свое дело. Любить людей, если вы людей не любите – забудьте об этой профессии.  Необходимо уметь находить таланты и всегда балансировать между бизнесом и личностью. Видеть сильные стороны и использовать их. Также понимать, насколько ваши люди отвечают стратегии и что важно для ценностей  компании.

Нужно посещать тренинги, читать иностранную литературу, всегда быть в струе HR-тенденций, выбирать лучшие практики и адаптировать их под свою компанию. Также советую выбрать конкретное направление. Ошибка многих начинающих HR-ов в том, сто они начинают совершенствоваться во всем. А на это не хватает ни времени, ни средств, ни головы. Сделайте план собственного развития на следующий год, сконцентрируйтесь на чем-то одном. Дальше просмотрите календарь конференций на год. Найдите интересных людей, которые в этом направлении уже реализовались, познакомьтесь с ними, поспрашивайте советов, обменяйтесь визитками. Найдите платные и  бесплатные вебинары, познакомьтесь с лучшими спикерами.

Если вы не любите людей – забудьте об этой профессии.

Для совсем юных советую пойти в AIESEC, где есть огромное количество тренингов, воркшопов и практики. Потом найдите работу, если еще не нашли. На работе каждый день делать срез: что было полезного, что я сделал хорошего, чему научился. Сделайте каждый день насыщенным и полезным, просите советов у HR-ов в других компаниях, выстраивать нетворкинг, пользуйтесь готовыми кейсами, примерами.

Еще совет — снимите корону, если успели ее надеть. Вы не вершитель судеб, Вы набираете людей в компанию, чтобы она приносила прибыль. Этим часто страдают начинающие рекрутеры. Но эта корона мешает всем: Вам, кандидатам, руководству.

 

Привычки и личностные качества

Качество, которое я считаю критично важным для HR-специалиста – это человеколюбие. Второе – уважение. Третье — отсутствие излишней уверенности в собственной правоте. На человека нужно смотреть с разных сторон, находить подход, давать шанс. Многие мои сотрудники далеко не сразу раскрывались. Важно верить в то, что в каждом человеке есть талант. Будьте готовы найти своих людей, раскрыть их. Для этого необходимо будет провести десяток встреч, интервью, оценок работы и т.д. Готовьтесь принимать жесткие решения и отстаивать свою позицию.

Важно брать на себя ответственность за взятого тобой на работу человека, следить за обещаниями, быть всегда открытым, вкладывать душу в своих людей, вовремя отпускать или прощаться.

 

Зарплаты

Все зависит от того, в какую компанию ты попадаешь. Да и важно знать, чего ты хочешь. Есть специалисты в сфере HR, занимающие позиции HR-директора с зарплатой в 6000-7000 грн., и они вполне себе счастливы. Есть холдинги, которые платят по 5000$, и там люди зарабатывают себе на квартиру и машину. Все зависит от уровня специалиста и готовности компании привлечь такого специалиста. К тому же, бизнес в любой сфере сейчас требует, чтобы все было понятно и результативно, чтобы зарплата была основана на конкретных результатах, бонусах за выполненные и реализованные проекты. Многие HR-е к этому не готовы, особенно начинающие.

Бровченко_4

 

Вдохновение

Мне повезло, потому что меня вдохновляет практически все. Например, результаты коллег, успехи клиентов. Люблю наблюдать за людьми, как они идут к своим целям. У каждого свой путь, и  некоторые люди окрыляют и вдохновляют  и меня своим примером.  Работая в HR, обожаю находить звездочек и зрелых звезд, помогать им расти, развиваться. Меня вдохновляют люди.

Если я уже загорелась какой-то идеей, меня мало что может остановить.

Также черпаю вдохновение в своей семье. Мне безумно повезло с мужем, родителями, сестрой. Это моя поддержка, опора и улыбка на лице каждое утро. Вера и любовь мужа в меня — это большое счастье. Он всегда меня поддерживает. Когда я говорю: «Это нереально», он улыбается и спрашивает: «Для кого?». И все, я иду и делаю. Вера моих близких людей в меня всегда давала мне возможность делать, как казалось в начале, сумасшедшие и рискованные поступки.

Вторая страсть — это путешествия. Каждая поездка – маленькая жизнь со своим особым вкусом, запахами, обычаями. Приезжая в новое место, я стараюсь окунуться в него с головой, прочувствовать его.

Если я уже загорелась какой-то идеей, меня мало что может остановить. Если это мое, то мой путь, возможно, будет не очень легким, но на нем точно будут нужные люди,  ресурсы. Меня вдохновляет сама идея, а дальше я начинаю ее крутить, разворачивать. Она не всегда получается в том виде, в котором я ее себе рисовала, но результат всегда радует.

 

Формула успеха

Главное – верить, быть смелым, пробовать, реализовывать себя.

Помните: наше успешное завтра — это работа над собой вчера и ответственный  выбор пути сегодня.

Если в профессии, в вашем деле живет душа — точно все получится!

Главное – верить, быть смелым, пробовать, реализовывать себя. Помните: наше успешное завтра — это работа над собой вчера и ответственный  выбор пути сегодня.

Пример не из HR, но точно о доверии к себе: одна моя клиентка долго добивалась карьерного роста, но, получив  место коммерческого директора крупной компании, осознала, что это не ее. Сейчас занимается свадебными пригласительными, и бизнес за год вырос в разы. Так что важно ставить цель и к ней идти, задавать себе вопрос: «Актуальна ли моя цель для меня сейчас? Действительно ли я этого хочу?». Иногда, добившись цели, понимаешь, что ничего этого уже и не надо. Важно выделять ключевые цели. Смотреть, как твои действия и задачи сопоставимы  с ключевой целью, как продвигают или тормозят ее. Если так подходить к вещам, многое становится абсолютно прозрачным, приходит вдохновение, и масса ненужных действий уходит из жизни.

2241 2
Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Похожие статьи: