«Постоянное развитие – моя формула успеха». Логист Юлия Малышко

Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

О нестандартных задачах, устойчивости к стрессу и реализации «невозможных» решений.

002_croped

Меня зовут Юлия Малышко. Мне 33 года, большую часть которых я профессионально занимаюсь логистикой, чем и горжусь.  Я заместитель генерального директора крупной компании и управляющий партнер в консалтинговом агентстве «М Консалт».

Выбор профессии

Все произошло случайно. Мама любит вспоминать, что в детстве я хотела стать клоуном, но не сложилось, конечно. Да и как бы оно сложилось, если мои родители – инженеры? Поэтому выбора особого у меня не было, и я окончила инженерный ВУЗ, но экономический факультет. Моя первая работа – в банке в качестве стажера. Ушла оттуда сама, потому что в какой-то момент мне это стало не интересно. Однозначно, не цирк. :) После банка я проработала некоторое время в крупном издательстве, а затем мне случайно подвернулась вакансия в международной транспортной компании. Я решила поработать годик, чтобы подзаработать и набраться опыта, а получилось, что осталась там практически на десять лет. Так оно обычно и бывает. :) Сейчас я поменяла компанию, но профиль остался тот же.

Образование

Я окончила Харьковский государственный экономический университет (ХГЭУ), факультет менеджмента и маркетинга, специальность – «Управление организацией». Позже, работая в Киеве в международной транспортной компании, я попала на программу-аналог MBA в Копенгагене. Я прошла конкурсный отбор и два года училась и работала. Программа включала в себя международное право, линейное судоходство, управление терминалами, международную экономику. И по сей день я продолжаю образование на профильных тренингах.

Если говорить об украинском образовании, то многие специалисты в логистику приходят из Одесского национального морского университета, «Водного» в просторечии. У нас работает много ребят, получивших там образование, и уровень знаний достаточно хороший. Конечно, если есть возможность учиться за рубежом, то рекомендую именно это.  Объективно, школы там пока еще лучше.

Без образования в этой сфере работать можно, но будет очень нелегко.

Без образования в этой сфере работать тоже можно, но будет очень нелегко, знаю по себе. Основная трудность в том, что у коллег нет времени тебя учить, и работодатели чаще всего сразу хотят получить готового специалиста. Но если ты готов потратить время, идти «с нуля» или с «минус первого уровня», согласившись на низкую стартовую должность, тогда смело приходи работать, да хоть бы сразу и ко мне!

Первая работа

На пятом курсе я заметила объявления, расклеенные по ВУЗу, что «Правекс-банк» набирает стажеров. И я пошла. Я была таким домашним ребенком, комнатным растением, я вообще не понимала, что такое жизнь. :) Однако к ним я устроилась, причем сразу в Киев. Полгода там продержалась, но потом мне просто стало скучно. Я уволилась и поняла, что больше в банковскую сферу не пойду.

Потом меня «качнуло» в другую сторону. Мне было 23 года, мне захотелось гламура. И я пришла в издательство женского журнала. Должность была «прислуга за все»: и секретарь, и переводчик, и принеси-подай-убери, и еще «выгуляй» иностранных партнеров — сделай экскурсию по Киеву.  Я продержалась там пару лет, мне сначала очень нравилось. Но я ушла, потому что невозможно было постоянно готовить кофе, а повышения не давали. Несмотря на то, что я жила в Киеве, у меня было ощущение, что я живу в каком-то вакууме, пусть и гламурном. Казалось, столичная жизнь с лимузинами, пальмами, пляжами проходит мимо меня.

На собеседовании я честно сказала, что опыта в сфере нет, специального образования тоже. Но мне разрешили попробовать.

И потом абсолютно случайно пошла в международную транспортную компанию. Я никогда не рассматривала логистику как сферу занятости, да и из лимузинов там были только контейнеровозы. :) «Пляж», правда, был – подписала контракт на переезд из Киева в Одессу. :)

016

На собеседовании я честно сказала, что опыта в сфере нет, специального образования тоже. Но мне разрешили попробовать. И вот, спустя десять лет, мне кажется, все получилось!

Ключевые этапы

Я пришла на самую стартовую позицию Sales Support в коммерческий отдел, потом работала диспетчером в отделе по обслуживанию клиентов. Сейчас удивляюсь, как я это пережила. Это ужасная круглосуточная работа. Затем я стала расти профессионально, возглавила отдел и доросла до должности заместителя директора. Спустя пару лет работала над международным проектом в Европе. Меня практически год не было в Украине, жила месяцами в Германии и Голландии, занималась «большой логистикой». Обычно мы под логистикой понимаем перевозки из точки А в точку Б, а ведь логистика, да еще и большая, – это не перевозки, а, прежде всего, поиск и реализация решений.

Логистика – это не перевозки, а, прежде всего, поиск и реализация решений.

Моя европейская команда занималась поиском решений для задач клиентов (Adidas, Microsoft, Auchan, Schneider Electric). Под решениями я понимаю: сократить затраты, построить работу отдела, управлять подрядчиками, и только в последнюю очередь — довести груз эффективно и быстро.

Крещение огнем и мечом я прошла еще в Украине. Это был мини-проект для еврейского гуманитарного фонда. К нам на переговоры прилетел представитель Гуманитарного фонда США и сказал дословно: «У нас еврейская община в Украине, и нам нужно доставить в Умань из США кошерную еду.  Я не знаю, как, но у меня есть деньги и товар. Придумайте мне что-нибудь». И мы начали придумывать что-нибудь. А он оказался, кстати, идеальным клиентом: не вмешивался в работу, считая нас профессионалами, не критиковал по мелочи, и мы отплатили сторицей.

Он хоть и обратился поздно, не учел транзитное время доставки морем, но мы все-таки взялись за это. Доставлять предполагалось сначала по морю, потом машиной из Польши. Конечно, случаются непредвиденности. В польском порту, к сожалению, таможня решила сделать досмотр. Заказчик моментально отреагировал и попросил вернуть товары обратно в США, ведь они перестали быть кошерным, так как их нельзя открывать и трогать руками. Он собирался готовить новую партию, но не было никакой гарантии, что груз снова не откроют. Он подумал и сообщил: «Хорошо, тогда оскверненный товар раввин освятит, и освященный товар поедет дальше в Украину». Конечно, мы организовали приезд раввина из США, поиск гостиницы в Польше и пропуск в порт. И, конечно, «хорошая» новость не приходит одна: выяснилось, что все-таки заказчик забыл отправить часть груза, но уже из Китая, и его нужно срочно доставить самолетом, так как времени было мало.

В тот момент, когда мы довезли все это вовремя, я и поняла, что вот теперь мне уже ничего не страшно и что хочу заниматься именно этим.

Рабочий день

Сейчас рабочий день зависит от того, чем я занимаюсь. Мой последний проект был для американской компании, и, естественно, распорядок дня соответствовал часовому поясу США. Утро начиналось позже стандартных 9:00, но при этом до часу ночи я говорила по скайпу, работала по их времени. И, наоборот, когда этот проект только начинался, мы больше работали с агентами из Китая. Приходили пораньше, ведь всю работу нужно было успеть сделать до 12:00 — конца дня в КНР.

009

Если говорить о моих руководящих должностях, то в течение дня обычно мало неожиданностей, а больше бумажной работы, отчетности, совещаний. Я иногда скучаю по проектному драйву!

Самое главное – стрессоустойчивость.

Если говорить в общем, то у логистов вроде как обычный рабочий день с 9:00 до 18:00, но на самом деле телефон звонит практически круглосуточно. К сожалению, с грузами постоянно что-то случается. Кроме того, характер грузов может быть очень разнообразным, что требует твоего общения с партнерами в Украине и по миру. Но если ты готов к такому режиму, это не будет большой проблемой.  Самое главное – стрессоустойчивость. Клиенты, ситуации, таможни бывают разные. И всегда нужно найти выход из положения, это же наша работа. Кстати, женщины лучше справляются с этим — то ли в силу миролюбия, то ли терпения больше.

Что нужно знать и уметь

Сейчас скажу очень банальную вещь: нужно знать академические основы. Например, INCOTERMS — язык, на котором говорят продавец и покупатель. Нужно понимать, что такое коносамент и внешнеэкономический контракт. Могут быть необходимы инженерные знания при просчете негабаритного груза, где нужно определить нагрузки и крепления, также нужно уметь читать чертежи. Но это тоже несложно. В принципе, есть готовые схемы, и ими нужно уметь пользоваться.

Конечно же, нужно любить общаться. :) Мы работаем с таможней, портами, получателями, отправителями, судоходными линиями, перевозчиками и другими подрядчиками, которые требуют постоянного внимания. Например, в нашем отделе международных автодоставок принято каждое утро обзванивать всех водителей и спрашивать: «Вы где? Все ли в порядке? Вы на загрузку прибыли? Вы доехали?». В среднем рейс по Европе занимает до пяти дней, и вот в течении всего этого времени диспетчеры их обзванивают, каждое утро. Наш диспетчер даже выучил разговорный польский язык для этого.

Привычки и личностные качества

Да, они есть у меня. :) Мне очень повезло, что я этому училась в международной компании, в которой есть свои наработки, профессиональные инструменты (начиная от программ и заканчивая стандартом работы с входящей почтой). Я сначала ругалась, почему мы все, как в армии, должны делать одно и то же, меня особенно раздражала монотонная последовательность работы с Outlook. Но потом я поняла, что там есть много подсказок, планировщиков, которые помогают тебе технически. Можно поставить напоминание, которое напомнит тебе о задаче, как будильник.

005

Кажется странным, что взрослый человек может забыть об очевидных вещах. Все помнят о предыдущем клиенте ровно до первого входящего звонка от нового. А телефон звонит обычно в режиме «нон-стоп» с утра и до вечера. Когда звонить уже неприлично поздно, то присылают смс, поэтому любые напоминания самому себе очень важны. Координатор по логистике не принадлежит себе. Он не может полностью планировать свое время: кроме всего прочего, к нему приходят клиенты, приносят документы, он делает еще миллион дел в течение дня.

Нужно постоянно учиться, узнавать новое и быть организованным человеком.

Также важно иметь терпение и такт, ведь клиенты бывают разные. Я недавно узнала, что наша команда в Германии возит груз-200 и сотрудничает на постоянной основе с похоронным бюро. Я не представляю, как они общаются с родными погибших, для которых это не рядовой груз. Снимаю шляпу перед таким профессионализмом.

Получается, что нужно постоянно учиться, узнавать новое и быть организованным человеком. Уметь расставлять приоритеты, если по-другому. Это не творческая работа, и это надо понимать. Если ты в душе вольный художник – «ты сюда не ходи, ты туда ходи» (с).

Зарплаты

Мне кажется, что сейчас везде кризис. Но, в принципе, заплаты в этой сфере выше среднего.  Если есть цель заработать, то нужно идти в украинскую компанию. Если нужен красивый офис, четкая структура, рабочий день с 9:00 до 18:00 – тогда, конечно, в международную компанию. Зарплаты там обычно ниже среднего, но есть другие бонусы, да хоть та же стабильность.  Если говорить о больших деньгах, то, работая «на дядю», их невозможно заработать в любой сфере. В этом случае нужно открывать собственную экспедиторскую или транспортную компанию. Но я бы не советовала сейчас инвестировать в это деньги. Наверное, стоит находить новые формы, заниматься чем-то другим, подстраиваться под существующие реалии.

Полезные ресурсы

Я бы рекомендовала читать литературу и по бизнес-образованию, вне зависимости от отрасли, и по личностному росту, например, книги Александра Парабеллума, Роберта Киосаки. Книги того же Радислава Гандапаса, Зиг Зиглара хоть и относятся к сетевому маркетингу, но позволяют понять принципы продаж в широком смысле. Для меня эти книги — об успехе.

Также я бы посоветовала подписаться на профильные интернет-ресурсы, новости транспортной и таможенной сферы, общей бухгалтерии.

Не будем забывать и о социальных сетях – Facebook, LinkedIn. В них можно не только «лайкать», но и читать новости Минтранса, профильных министров, ассоциаций, таких как ЕВА (Европейская бизнес-ассоциация), полезные статьи зарубежных авторов в оригинале.

Вдохновение

Мой профессиональный кайф состоит в том, чтобы придумать что-то нестандартное. Например, приходит клиент с запросом отвезти довольно сложный груз на Ближний Восток. Это задача на пять с плюсом — доставить груз в военную зону. И мы придумываем, как это можно сделать абсолютно легально и с минимальными затратами. Вот за это я люблю логистику, меня зажигает то, что в ней нет ничего невозможного. Это всегда вопрос лишь денег или времени.

Меня зажигает то, что в логистике нет ничего невозможного.

Еще заряжает общение с родными. Сейчас у меня уже меньше работы «на телефоне», язык не так устает, и меня хватает на общение с нормальными людьми, которым не нужно перевезти контейнер. :) Еще я люблю читать, и не только бизнес-литературу! Также пытаюсь быть в тренде, фильмы, наконец, смотреть.

Формула успеха

Наверное, на разных этапах жизни она разная. Даже на примере моей карьеры: сначала мне нужна была красивая должность.  И я много работала, между деньгами и должностью всегда выбирала «золотые погоны». Это, конечно, смешно сейчас, но тогда казалось пределом мечтаний. Моя формула успеха тогда была «профессионализм в сжатые сроки», ведь хотелось всего и побольше, и можно без хлеба. :) Сейчас мне важно развиваться. Если оставаться на месте, то в какой-то момент выпадешь из отрасли, ведь технологии меняются. Поэтому постоянное развитие – моя формула успеха сейчас. Кто владеет информацией – владеет миром (с).

Постоянное развитие – моя формула успеха сейчас. Кто владеет информацией – владеет миром.

Если давать совет начинающим, то в самом начале пути стоит читать о своей сфере все, что можно. В какой-то момент количество информации обязательно перерастет в качество. Если есть возможность, пройдите курсы за рубежом, они реально дают практические знания. Также стоит ходить на профессиональные тусовки, смотреть на основных игроков рынка.

Здорово помогает устроиться в какую-нибудь компанию, пусть даже и на бесплатную стажировку. К нам, например, постоянно приходили студенты на летнюю практику. Они готовы были работать бесплатно, даже иногда без последующей возможности трудоустройства в нашей компании. Так к нам устроилась на практику одна девочка. Она думала, что это на три месяца, а осталась с нами на три года, и это был наш самый молодой и уже успешный сотрудник. Казалось бы, банальные вещи, что даже неловко и озвучивать, но почему-то никто этого не делает. Невозможно разобраться в сфере без погружения в нее. Все нужно узнавать изнутри.

2927 2
Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Похожие статьи: