Интерим-менеджер. Необычная профессия Аллы Коняевой

Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Настоящий мастер своего дела Алла Коняева рассказывает, как пришла от подбора персонала к интерим-менеджменту.

Коняева_1

Алла Коняева — партнер компаний Executive Search «Анкор СВ» и сервисов интерим-менеджмента «ААиД Интерим», консалтинговой компании «Алла Коняева и партнеры», «Анкор- Лизинг». Имеет 21-летний опыт управления собственной компанией, разработки и реализации бизнес-стратегий, формирования корпоративной культуры, коучинга и обучения персонала с нулевого до уровня высококвалифицированных профессионалов, более 250 публикаций в деловых и профильных изданиях.

Интерим-менеджмент — особый вид управленческих услуг с консалтинговым уклоном, суть которых состоит в найме на временной основе специалиста узкого профиля для решения конкретной бизнес-задачи, с которой компания не может справиться с помощью собственных ресурсов.

 

Выбор профессии

В детстве я мечтала быть учительницей. Приставала ко всем родным и знакомым с домашними заданиями. И самое любимое потом было – проверить их и поставить оценку.

Со временем мечта особо не трансформировалась. Так и решила поступать на филологический факультет МГУ. Поехала на подготовительные курсы. Но судьба распорядилась по-другому. Документы сдавал мой двоюродный брат. Так как он, учась на юридическом факультете, жалел, что не поступил на философский, то для  меня выбрал промежуточный вариант и подал документы на факультет психологии. Так и распорядилась судьба моим выбором, сделав на всю жизнь человеком с любимой профессией.

Мой профессиональный путь начался с курсовой работы по восприятию и понимания человека человеком. Повезло с научным руководителем – он подталкивал к смелому экспериментированию. Так меня и увлекла эта тема. На эту тему я защищала диплом, на эту тему была диссертация. А потом это стало самым важным знанием, чтобы освоить профессию рекрутера, специалиста по подбору.

Когда я поняла, что это именно то, что хочу делать в жизни? Наверное, однажды на Курском вокзале в ожидании поезда, который задерживался с прибытием часа на два. Мне нужно было сделать эксперимент для практикума, и я стала приглашать к участию в измерении уровня притязаний таких же томящихся ожиданием. Поняла, как проявляются страхи в ситуации неопределенности (незнакомая барышня просит в зале ожидания отвечать на какие-то вопросы и решать задачки). Тогда я поймала исследовательский азарт, преодолела собственный страх общения c незнакомыми людьми.

 

Образование

Закончила факультет психологии МГУ им. Ломоносова. В МГУ решила поступать еще в 6-м классе, когда ездила на экскурсию в Москву.

Свое образование я использую не только в работе, но и в личной жизни. Психологическая картина мира – это навсегда.

Считаю, систему образования нужно менять. Это вопрос нашей конкурентоспособности на мировом рынке труда. Изменения должны быть системными и пронизывать всю цепочку обучения человека: дошкольные учреждения, школы, вузы, послевузовские формы обучения. Необходимо осознать, что мы хотим видеть в своих гражданах к 30-ти годам, и под это конструировать учебные модели.

Свое образование я использую не только в работе, но и в личной жизни. Психологическая картина мира – это навсегда.

Помимо основного я получала и дополнительное образование: проходила стажировку, закончила аспирантуру, участвовала в конференциях и семинарах, симпозиумах и тренингах — это мой способ повышения квалификации. Хотя самый любимый и действенный на сегодня – самодоучивание. Благо, в учебниках сейчас недостатка нет. Я любитель фундаментальных толстых книжек.

 

Первая работа

На первую работу я попала по распределению — ассистентом кафедры психологии в Полтавский пединститут. Кафедра была новообразованная. Вместе с новым заведующим кафедрой, приехавшем из МГУ, в тот год туда поступило 6 выпускников-психологов киевского, харьковского и московского университета.

В общем, распределений у меня было 2, в Львовскую психиатрическую больницу меня рекомендовал мой научный руководитель, а в полтавский пединститут я зашла в отдел кадров и спросила, не нужна ли им выпускница. Начальник отдела кадров повел меня к ректору на собеседование. По итогам небольшой беседы он предложил начальнику отдела кадров оформить запрос на мое распределение. В итоге я львовское распределение отдала сокурснице, а сама  выбрала Полтаву, потому что там жили родители.

Преподавание связано с моей жизнью накрепко. И сейчас я преподаю в разных бизнес-школах, веду открытые и корпоративные тренинги. Буквально недавно закончила чтение модуля «Организационное поведение» в Международном институте бизнеса.

Первый опыт работы дал мне возможность выучить то, что поленилась выучить в университете. Преподавать недоученное просто невозможно. Ну и уехать назад в МГУ на стажировку. Спасибо кафедре, что послала меня туда. Еще я смогла получить направление в аспирантуру. Тогда это было обязательно – иметь направление с места работы.

 

Ключевые этапы

В1991-м году я сделала самый важный шаг – оставила научную работу (я была тогда уже ведущим научным сотрудником в НИИ психологии) и ушла в собственный бизнес. Мы с мужем создали первую рекрутинговую компанию в Украине.

Самым значимым было решение, что государство мне ничего не должно, что за свое благополучие я в ответе лично. После иждивенческих установок советского периода это было непросто.

Наверное, Ассоциация психологов-практиков повлияла на мое развитие больше всего. Там мы учились плавать самостоятельно и отвечать за результаты своей работы. Ну и мой первый научный руководитель в университете В.Ф. Петренко, наверное. Он говорил: мы вас учим смелости экспериментировать. Всему остальному вы научитесь сами.

Самым значимым было решение, что государство мне ничего не должно, что за свое благополучие я в ответе лично. После иждивенческих установок советского периода это было непросто.

Коняева_2

Существенных трудностей в моей жизни не было. Судьба помогала. Но, понятно, было непросто в периоды кризисов. Все заработанное ранее проедалось. Потом приходилось все начинать сначала. И так 2 раза за 25 лет жизни в бизнесе.

То, чем я занимаюсь сегодня – интерим-менеджмент –   это слияние всего, чему я в жизни научилась до сих пор. Квинтэссенция знаний, опыта, чувств, миропонимания.

 

Рабочий день

Начинается часов в 5-6 утра (летом раньше, зимой – позже). Читаю, пишу. Пью кофе и думаю над проблемами. Заканчиваю думать рано – обычно в 18.00 мозги выключаются. Поэтому после шести читаю, смотрю фильмы.

Кофе – это ритуал. Сварить, попить с удовольствием, часто общаясь с друзьями в ФБ.

На работе делаю самые разные вещи: веду тренинги, модерирую стратегические сессии и мозговые штурмы, делаю медиации мини-переговоров, провожу коуч-сессии, консультирую, учу, готовлю документы, читаю документы.

Утром у меня также йога для поддержания формы и шавасана после нее.

День заканчиваю чтением или перепиской с друзьями, кино, можем с мужем выпить по бокалу сухого вина.

Если и есть что-то, что я хотела бы изменить, так это вернуть молодые годы.

 

Что нужно знать и уметь

Для моей профессии важны такие качества, как саморефлексия и самообучение. Нужно договориться с собой, чтобы делать это регулярно. Тогда ты будешь оставаться интересным самому себе, ибо будешь каждый день меняться. А быть интересным самому себе – это железная гарантия не остаться одиноким. Никогда.

Профессионал в этой сфере должен обладать альтернативным мышлением и уметь видеть мир системно связанным. Преодолевать прокрастинацию и справляться с психологическими защитами, когда это нужно. Уметь слышать свои субличности и уважать каждую из них. Ну и предельно важно не разучиться уважать окружающих.

Быть интересным самому себе – это железная гарантия не остаться одиноким. Никогда.

Чтобы быть востребованным в профессии через 5 лет, необходимо читать, писать, экспериментировать – в общем, то же, что и пять лет назад. Жизнь — штука монотонная.

 

Привычки и личностные качества

Помогает привычка доводить начатое до результата. Привычка переживать неудачи как конечные в коротком временном отрезке, справляться с негативными внешними оценками того, чем ты гордишься.

В моей профессии важна также адекватная самооценка – убеждение, что большинство людей не гении. Ты член сообщества большинства. И это не страшно. Просто прими себя средним человеком и получай от этого удовольствие.

Человек, который хочет выбрать такую же профессию, что я, должен любить узнавать картину мира другого человека. Рассматривать общение с другим как постоянную исследовательскую задачу: смогу ли я понять этого человека? А принять его со всеми его скелетами в шкафу?

Тем, у кого корона к черепу шурупами приверчена, точно не стоит идти в эту профессию. Кто лучше всех все знает и уже вчера об этом думал. Ну и тем, кто не умеет уважать себя и другого. Тем, кто считает себя магом и чудотворцем. Таких, к сожалению, в нашем деле гораздо больше, чем хотелось бы.

Коняева_4

 

Зарплаты

Интерим-менеджером человек становится на пике профессиональной карьеры. Поэтому он сам назначает свой гонорар. Его или покупают по этой цене или нет. В среднем стартуют интеримы с 60 долларов в час.

Средняя зарплата по году, наверное, 4000 долларов в месяц, но это не гарантированная занятость, поэтому бывает по-разному.

Зарплатный лимит в профессии определяется рынком. Твой потолок – это та сумма гонорара, выше которой у тебя нет шансов быть нанятым.

Это карьера личного брендирования. Построить бизнес здесь можно, но строить приходится всю жизнь. Масштабирование получается только на основе объединений профессионалов.

 

Полезные ресурсы

Важно знать маркетинг, менеджмент, экономику, психологию. Это междисциплинарная профессия, в которой спаяны знания многих наук.

Что касается книг, то базовые учебники читать нужно обязательно. Желательно иностранных университетов. Ну и современные статьи по теме.

Кино — отдельная тема. Тарковский, Феллини, ранний Михалков, Бергман, Лугин, Иоселиани… Их могу смотреть бесконечно.

 

Вдохновение

На разных этапах и с разными видами деятельности меня «зажигают» разные методы. Если мне нужно подготовить большой текст, то по каждому кусочку фаза врабатывания проходит за счет ресурса самолюбия (дала обязательство – значит нужно сделать нечто, что не позволит сказать, что я не выполнила принятое на себя обязательство). Могу на этапе втягивания в задачу визуализировать и начать внутренний диалог с референтной персоной. В этом внутреннем диалоге получаю резоны для сосредоточения внимания. Могу начинать задавать вопросы на понимание проблемы, которую пытаюсь решить. Через некоторое время начинают рождаться в сознание ответы на эти вопросы. Они являются толчком к тому, чтобы начать писать. После того, как скорость думания и скорость записывания синхронизируются, начинается их гармоническое сотрудничество. В этот момент задача меня захватывает. И даже если мозг выключает активное думание (от усталости, исчерпав дневной ресурс работы), задача держит меня «эффектом незавершенного действия».

В тренингах и обучении врабатывание другое. Тут я включаю софиты и в драйве предпремьерного волнения вхожу на сцену. А потом, когда дебют состоялся, происходящее завладевает мной.

Что заставляет меня вставать каждое утро на работу? Такой вопрос у меня не стоит в принципе, так как я люблю свою работу.

Главная мотивация для меня – моя собственная.

Вдохновение я чаще всего черпаю в книге. Есть у меня любимый метод. Перед тем, как сесть за работу, я достаю с полки книгу наугад, открываю любую страницу и начинаю читать. Читаю до момента, когда какая-то фраза увяжется в какую-то ассоциацию с проблемой, про которую сажусь думать. А думание у меня обязательно предполагает записывание того, о чем думаю. В общем, вдохновение возникает, когда начинается диалог с проблемой, про которую думаю, решение которой ищу.

Главная мотивация для меня – моя собственная. Со своей иерархией мотивов я умею разговаривать, более того, это привычка ежедневная. Когда ее не хватает, то я могу близких попросить предъявить мне плетку (они знают их набор) и подкрепляю свою слабую мотивацию простимулированной извне.

 

Формула успеха

Если получаешь удовольствие от процесса – это главный признак того, что ты попал в нужное место и нужным способом. Если удовольствие только постфактум – от признания, гонорара, доброго слова, а в процессе – эмоциональная тишина, ни секунды наслаждения от процесса – значит, ты не в том, что тебе действительно нравится.

Чтобы  найти дело своей жизни, нужно пробовать разные виды деятельности – думать, работать физически, играть – поняв, какая активность тебе ближе, можно подбирать тематику. Это уже вторично.

Если боишься начинать делать то, что нравится, нужно, в первую очередь, выяснить, чего собственно ты боишься: что знаний не хватит, терпения, воли, мозгов, умения удерживать себя в задаче длительное время и пр. Потому что эти страхи по-разному устраняются.

Если получаешь удовольствие от процесса – это главный признак того, что ты попал в нужное место и нужным способом. Если удовольствие только постфактум – от признания, гонорара, доброго слова, а в процессе – эмоциональная тишина, ни секунды наслаждения от процесса – значит, ты не в том, что тебе действительно нравится.

Мотивация как энергетика поступка – это первое, что нужно найти, чтобы изменить что-то в своей жизни. Можно задачу привязать к любому мотиву. Например, нужно сделать карьерный шаг. Но для этого не хватает знаний. Их нужно в себя вложить. Значит, мотивом может стать гордыня, например. И тогда нужно найти референтное лицо, перед которым она не позволит быть неуспешным. Значит, мы можем это важное лицо сделать реальным или внутренним контролером вашего процесса самообучения. Методов много. Но без включения мотива ни один из них не будет эффективным.

3452 2
Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Похожие статьи: