Арт-директор студии «Академия» Александр Трегуб

Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Меня зовут Саша Трегуб. Около трех лет работал в студии Артемия Лебедева. Ушел оттуда  ведущим дизайнером.

Трегуб_9

Пришел «нижеплинтусным» дизайнером, а уходил ведущим. В профессии дизайна я уже около восьми лет. Сейчас работаю арт-директором в студии «Академия». Это  новая компания, которую мы создали меньше, чем год назад.

Выбор профессии

В детстве я мечтал  быть пожарником. О дизайне вообще и мысли не было. Мне нравилось рисовать, но это, скорее, было моим хобби.  На третьем курсе  университета я начал пробовать рисовать сайты.   Разбирался в программах, делал какие-то безумные фото-коллажи для друзей. А потом однажды мне друзья скинули смс-сообщение: «Купи последний журнал «Корреспондент», там есть сообщение специально для тебя». Я долго не мог найти то заветное сообщение, потом нашел малюсенькое объявление: «Издание КП-медиа ищет помощника дизайнера, который хочет всему научиться и не хочет зарабатывать денег». Я понял, что это действительно про меня: я был готов много учиться, а зарабатывать мало. Я написал, но ответ получил только через два месяца. Мне позвонили и пригласили на собеседование. Вот это был тот самый момент: гигантское, необычное здание, вокруг носятся какие-то очень важные и увлеченные люди, вокруг всё  бурлит, столько всего происходит… Мне, студенту, показалось, что я попал в какой-то совершенно волшебный и чудесный мир. В этот момент я понял, что хочу быть тут, общаться с этими людьми, работать в таком окружении.

Трегуб_1

Образование

Я учился в Киевском политехническом университете по специальности инженер-связист  и, слава Богу, я им не стал. В институте я учился довольно скверно. Наверное, это был тот случай, когда идешь заниматься совершенно не тем делом. Мне оно было не интересно, а когда тебе что-то  не интересно, оно совершенно не получается. С третьего курса я работал и учился параллельно.  Тогда же я женился, поэтому меня неоднократно выгоняли из университета, но каким-то чудом я дотянул до конца, сдавал экзамены на последних пересдачах и получил свой диплом, который на сегодняшний момент мне совершенно не нужен. Я верю, что шесть лет своей жизни можно было провести продуктивнее. За такое же количество лет нормальной профессиональной деятельности я мог бы  научиться намного большему.

Первая работа

В журнал я пришел, ничего не умея. Я попал к очень хорошему наставнику — Игорю Дуднику. Это один из  лучших на тот момент (да, наверное, и на сегодняшний) журнальный дизайнер. Он меня очень многому научил. Старт в журнале — это отличный старт, потому  что ты можешь мало уметь и просто следовать тем правилам, которые придумал твой мудрый наставник. Но через год я понял, что то, чему я мог научиться в журнале, я уже освоил. Задумался  об уходе после того, как однажды заснул у монитора.

Пока вы не получаете много денег и находитесь только на старте — пробуйте разное.

Из-за специфики работы дизайнеры в журнале работают два дня в неделю. В ускоренном режиме нужно сделать все готовые материалы, а все остальное время ты должен быть «чем-то» занят. Хорошее время, чтобы учиться, но в какой-то момент я понял, что нужно что-то менять. У меня был выбор: пойти в другой журнал или попробовать что-то новое. Я пошел в веб-студию. Это тоже  хорошее дело. Пока вы не получаете много денег и находитесь только на старте — пробуйте разное. Пойдите в брендинговое агентство, из него уйдите, копирайтером поработайте. Это даст вам хороший опыт.

Ключевые этапы

Я работал в веб-студии и не чувствовал особого развития. Прошло два года, и я решил, что надо двигаться, учиться, развиваться. Я уехал на интенсивный курс обучения в Москву. За это время появилась вакансия в киевском офисе студии Лебедева. Меня взяли, и упускать такую возможность я не собирался. Через три года я понял, что научился там всему, чему мог. Я ушел работать в новую студию, студию «Академия». И, опять-таки, занимаюсь для себя новым делом, скорее, управлением, вдохновением и помощью дизайнерам, чем непосредственно рисованием логотипов за компьютером.

Что нужно знать и уметь

Дизайн — это история не про красивые картинки. Как правило, дизайнеру приходится соединять конструкторское мышление, изобретательское мышление и умение хорошо визуализировать.  Но, безусловно, чтобы начать работать дизайнером, нужно владеть инструментом. В интернете есть обучающие ролики, по которым Photoshop, Illustrator, InDesign можно выучить самостоятельно. Есть обучающий сайт Axure, на котором можно легко разобраться с инструментом. Но инструменты — это верхушка айсберга, и есть ещё огромный пул знаний, который можно и нужно набирать.

Как правило, дизайнеру приходится соединять конструкторское мышление, изобретательское мышление и умение хорошо визуализировать.

В дизайне есть большой теоретический пласт. Теорию дизайна никто не отменяет, и придётся добирать её  по ходу дела, если вы её не знаете. Например, когда я просматривал тестовые работы в студию Лебедева, я  смотрел на плохую типографию (как выставлены межстрочное интервалы, как расставлены блоки) и понимал, что дальше смотреть не обязательно. Правда, в классических дизайнерских учебниках это все преподают очень сложно. Лучше найти хорошего преподавателя, который сможет объяснить сложные вещи «на пальцах». Ведь любую вещь можно объяснить просто.

Дизайнеру нужно иметь широкий кругозор. То, что вы читаете по истории, по психологии, по бизнесу намного важнее, чем то, что вы прочитаете о том, как правильно подобрать сочетание цветов.  Это дает большой набор ассоциаций, который вы будете использовать в своей работе.

Последняя составляющая — это бизнес-составляющая. Дизайнер — это универсальный продавец. Вы приходите в магазин одежды, и к вам подходит консультант, который убеждает вас, что этот товар нужен именно вам. Когда вы заходите  на сайт одежды, то консультанта там нет, а продавать как-то нужно. Вот дизайнер должен выстроить такую систему, которая будет продавать без продавца. Для этого нужно понимать психологию покупателя, приемы продаж, бизнес-концепции, которые работают в реальной жизни.

Трегуб_5

Привычки и личностные качества

Я считаю, что в дизайн может прийти не каждый человек. У дизайнера должна быть способность связывать вещи, которые обычный человек в своей голове связать не может.  Приведу пример. Когда-то в студии Лебедева мы делали фирменный стиль для компании из Нижнего Новгорода, которая производила японскую косметику. И для этой японской косметики нужно было придумать оформление, которое передавало  бы всю её «японскость». Меня восхитило решение, которое предложил дизайнер. Он выполнил заказ на основе графики, которая в Японии изображена на канализационных люках.  Получилось очень здорово. Вот иметь способность совместить  в своей голове японские люки с японской косметикой — такое может сделать далеко не  каждый.  И наличие такой способности легко проверить. Попробуйте нарисовать 20 принципиально разных инопланетян. Если у вас получается перейти за количество 15, значит у вас есть способность совмещать необычные вещи, у вас работает фантазия. Если вы можете сделать инопланетянина из скамейки, из фонтана, из коляски, да из чего угодно, вы можете решать бизнес-задачи, используя необычные связи.

У дизайнера должна быть способность связывать вещи, которые обычный человек в своей голове связать не может.

Есть еще одно полезное качество или, скорее, установка. Дизайнеру нельзя влюбляться в свою работу. В нашей профессии очень часто работы, которые дизайнер считает совершенными, не нравятся клиенту и  оказываются никому не нужными. Очень часто это бывает больно. Вот нужно нарастить в себе эту броню и быть готовым создавать огромное количество вариантов, генерировать идеи. Ты  должен уметь за час  придумать 10-20 идей. Если получается настроить голову на этот режим, то карьера строится, как правило, очень хорошо.

 Полезные ресурсы

Образовательные учреждения: с этим у нас сложно; тем, кто хочет стать дизайнером, я бы советовал, в первую очередь, самообразование. Или в Москве есть несколько учебных заведений, где действительно  через год-два-три можно стать дизайнером. Я бы порекомендовал Британскую школу дизайна. Это стоит больших денег, но они быстро окупаются. Но, как ни странно, практика показывает, что отличные дизайнеры получаются из выпускников КПИ. Почему-то люди с инженерным образованием лучше входят  в дизайн, чем люди с художественным образованием.

Вдохновение

Я люблю прогулки по городу, улицы старого Киева. Там я стараюсь проводить свободное время, которого у меня не так много.  Меня вдохновляет музыка, я играю на гитаре и пою. У меня есть два музыкальных коллектива. Мы уже лет 10 существуем в том или ином виде. Могу похвастаться, что в прошлом октябре мы разогревали Deep Purple во Дворце Спорта.

Ну и, конечно, моя работа, процесс создания. Я считаю, что количество денег влияет только на уровень свободы  и никак не влияет на количество счастья, поэтому для меня это никогда не было мощным мотиватором. Мотивирует меня, то, чему я хочу научиться через некоторое  время. Хотел разобраться в типографии —  выполнил. Некоторые вещи не выполнил до сих пор, но жизнь не может быть идеальной.

Количество денег влияет только на уровень свободы  и никак не влияет на количество счастья.

Формула успеха

Во-первых, ничего не бойтесь. Страх — это вещь, которая закрывает определенные двери, в которые мы можем заходить. Не бойтесь познакомиться с интересными людьми. В facebook можно написать практически любому человеку из профессии, и он вам, скорее всего, ответит. Не бойтесь устраиваться на работу. Отказы — это хорошо. Любая трудность — это хорошо. Если вы написали в агентство, получили отказ, и через год пишете снова и показываете свой прогресс по портфолио, то именно на ваш прогресс и обратят внимание. Любое агентство хочет нанимать людей, которые развиваются. Не бойтесь продолжать учиться. Вы никогда не знаете, где вас ждет джек-пот.

Не пытайтесь фанатично добиваться успеха.

А еще не пытайтесь фанатично добиваться успеха. Не нужно сидеть и думать, когда же я наконец стану знаменитым. Нужно видеть определенную цель и маленькими шажками к ней приближаться. Нельзя расстраиваться, если что-то не получается сразу. Дизайнеры, как правило, очень ранимые люди, и после нескольких отказов подряд можно впасть в депрессию и начать думать, что пора идти подметать дворы. Не нужно переживать, просто продолжайте делать своё дело, продолжайте учиться и развиваться, и все будет хорошо.

 

5818 4
Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Похожие статьи: