Арт-директор студии «Vintage» Ольга Шевченко

Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Ольга рассказала, как решила стать веб-дизайнером, что ей нравится в этой работе и как, по ее мнению, можно достичь профессионального успеха.

С работами Ольги можно ознакомиться на ее странице BeHance.

IMG_8039-2

Путь

Первые шаги: В два года я научилась разговаривать, а в три, когда стала чуть более  осознанной маленькой личностью, сказала, что у меня будет богатый муж, я не буду ничего делать, и он меня будет возить по ресторанам. На самом деле я хотела быть зубным врачом, стоматологом. Сейчас я зубных врачей не очень люблю и счастлива, что не пошла в медицину. А уже в школе, в средних классах, я активно начала заниматься компьютерной графикой. Мне очень повезло с преподавателем информатики Надеждой Недорезовой, она мне рассказала, что такое Photoshop, показала анимационные программы. И тогда я создавала свои первые мультики, участвовала в городских олимпиадах.

olja-shevchenko-1

Потом я поступила на механико-математический факультет в КНУ им. Т. Шевченко. Я очень любила математику, она мне легко давалась. Но на факультете кибернетики не было ничего, связанного с мультипликацией, только программирование, а его я не очень любила. Да и родители подталкивали к математике. Проучившись один год, я поняла, что математика в школе и в университете — совершенно разные вещи, и что это совсем не то, чего я хотела. Первые два курса я еще вытягивала за счет школьных знаний, с третьего стало уже очень тяжело. Я все же поступила на магистратуру, и на шестом курсе мне поставили двойки. Я вообще думала, что не доучусь.

В школе мне нравилось верстать школьные газеты в Word, а уже в университете я пришла в студенческий парламент и предложила верстать университетские газеты: мне очень нравилось  работать с массивами, текстами, картинками. Теперь я уже понимаю, что это очень похоже на веб-дизайн, но тогда я об этом даже не задумывалась. Еще я рисовала университетские афиши для мероприятий, мне это очень нравилось, для меня это была разрядка от учебы.

В этот момент я встретила Женю Кудрявченко, он к тому времени уже открыл свою студию, был директором. Мы встречались год, я знала, что у него есть студия, что он занимается созданием сайтов, но меня это не беспокоило. Мне было 19, и я вообще не знала, что делать и куда себя деть. Через год Женя узнал, что я умею рисовать и работать с компьютерной графикой, и предложил мне попробовать рисовать сайты. Он мне все рассказал, но месяцев семь-восемь я толком ничего с этим не делала. Где-то в марте на четвертом курсе я нарисовала сайт — свой первый заказ. Сделала это со своим одногруппником, он тоже не очень хорошо учился, но пытался заниматься чем-то полезным. Мы тогда называли это занятие «хобботиться» (от слова «хобби»). После я зарегистрировала свой аккаунт на сайте для фрилансеров.

Вообще, я считаю, что с этого надо начинать любому дизайнеру, пробовать делать заказы бесплатно, набивать руку, получать фидбеки, смотреть, что делают другие, участвовать в конкурсах. На сайтах для фрилансеров часто проходят конкурсы, я нарисовала логотип (какую-то мельницу для компании) и  выиграла один из таких. Мне заплатили мои первые 30 доларов. До сих пор помню, как я радовалась этому достижению. После этого я начала рисовать активнее и именно веб-сайты. Были разные предложения о работе, мои первые клиенты были из Беларуси, они платили мне по 50 долларов за сайт. Сейчас даже смешно от этих цифр, но тогда я рисовала где-то по пять сайтов в месяц, плюс была стипендия около 100 долларов. В магистратуру я поступила, чтобы сделать родителям приятно. Я все время рисовала, и за это платили деньги, что очень сильно мотивировало. Когда ты работаешь за деньги и у тебя столько мотивации, ты очень быстро растешь. Затем мне очень повезло, и я пошла учиться к Наталье Синепуповой в школу визуальных коммуникаций.

Здесь и сейчас: До сих пор я работаю с «Vintage» проектно, у меня нет ставки, и я безумно счастлива, что это так. Я отношусь к той категории людей, которая не может работать на ставке, потому что деградирует. Я еще люблю, так сказать, «сходить налево», подзаработать где-нибудь. Были заказы из Севастополя, там я как раз работала на ставку, но удаленно. Но в тот момент это были мои точки роста. Это был период накопления опыта. Я быстро понимала, что переросла какую-нибудь студию, и искала более сложные и интересные проекты. За что я люблю «Vintage», так это за то, что тут люди никогда не останавливаются, развитие постоянное, мы часто посещаем различные тренинги и семинары, сами читаем лекции, ищем источники новых знаний, что дает рост компании и людей в ней. А я мелкий перебежчик: поработала пару месяцев — перебежала в другое место. Дизайн дает возможность где-то дополнительно подзаработать, сделать себе приятно.

Что дальше: Я считаю, что для того чтобы стать признанным и раскрыться в своей профессии в любой сфере, сегодня достаточно максимум два-три года. Я не говорю об уровне мирового жюри или голливудской звезды, но для того, чтобы заслужить уважение в сфере, этого периода достаточно.

Чтобы стать  признанным и раскрыться в своей профессии в любой сфере, сегодня достаточно максимум два-три года.

Однако для этого нужно постоянно развиваться, заходить на разные ресурсы,  постоянно рисовать, перерисовывать различные сайты, очень много работать, не бояться пробовать что-то новое. Не нужно ждать клиента и заказа, рисовать можно вообще без клиента: берешь тему и рисуешь. Или находишь сайт, который очень нравиться, и просто под копирку переписываешь, но осмысленно. Всегда нужно задавать себе вопрос: почему тебе нравиться этот сайт? Это как в детстве: нужно разобрать, как это устроено, что внутри любимой игрушки. Так можно развиваться просто гигантскими шагами и очень быстро прийти к высокому уровню.

Не нужно ждать клиента и заказа, рисовать можно вообще без клиента: берешь тему и рисуешь.

Если не дизайн, то что? Ой, не знаю. На втором курсе я, конечно, говорила, что раз моя специализация — это финансовая математика, то буду я финансовым директором. Но тогда я вообще не понимала, чего хочу. Да и сейчас я даже не представляю, чем занимаются финансовые директора. Думаю, жизнь все равно привела бы меня ближе к творчеству.

Мнение

Об образовании: Я очень хотела заниматься графикой и пойти учиться на аниматора, делать мультики. Но тогда ничего такого в наших ВУЗах не было. Тогда я еще поступила в Киевский университет технологий и дизайна, у них было что-то о компьютерной графике. Но туда я поступила очень легко, мне нужно было сдать только один экзамен по математике, ведь школу я закончила с золотой медалью. Экзамен длился два часа, но я все решила за 15 минут. Было так просто, что меня это смутило. Я выбрала КНУ им. Т. Шевченко. Наверное, только из-за статуса этого университета.

Я на самом деле горжусь тем, что училась на мехмате. Сейчас мне это очень помогает. Для примера, у меня был клиент — компания, которая занимается бизнес-играми, — и они многие процессы объясняют математическими формулами, многое у них построено на теории вероятности, а это моя кафедра. Благодаря этому мне было легко понять, о чем речь. Я вижу проблему нашего традиционного образования именно в том, что нам не объясняют, где применить знания практически.

Я вижу проблему нашего традиционного образования именно в том, что нам не объясняют, где применить знания практически.

Сейчас я уверена, что если бы мне объяснили, как использовать эти знания в бизнесе, в управлении, то я бы это учила, а когда мне просто говорят посчитать формулу — я не понимаю, зачем мне это. Так что базовые знания бакалаврата точно не несут вреда, наоборот — приносят пользу и развивают мышление. Да и мне именно в веб-дизайне очень помогают эти знания: я все время просчитываю композицию, чуть ли не по пикселям прописываю отступы и все детали.

Поучиться графическому дизайну рекомендую в Школе визуальных коммуникаций Натальи Синепуповой (masterschool-design). Я считаю, что они лучшие сейчас в графическом дизайне, кто может дать хорошую базу в этой сфере. Есть еще Европейская школа дизайна, но они более сильны в архитектуре, а в графике не настолько. Там я училась еще на 4ом курсе.

О выборе профессии: Я довольно быстро поняла, что дизайн – это мое. Когда выиграла конкурс логотипов, наверное, еще полгода работала с белорусами, набивала руку, и тогда я осознала, что хочу заниматься только дизайном, и что меня интересуют именно сайты. Ведь дизайн — это и полиграфия, и айдентика, и много еще что. Я поняла, что не хочу заниматься ничем другим, и мне очень повезло, что это произошло довольно рано. Есть мастера на все руки, но довольно посредственные. Я считаю, что специалисты должны быть узкоспециализированные, но расширять свой круг возможностей нужно обязательно.

Я считаю, что специалисты должны быть узкоспециализированные, но расширять свой круг возможностей нужно обязательно.

olja-shevchenko-4

О рабочем дне: Сейчас мой рабочий день совсем не такой, как обычно (Ольга ждет ребенка- ред.), но определенный график я для себя выработала. Я просыпаюсь в семь утра, чтобы на работе быть раньше девяти. Время, когда еще никого нет на работе, мне нравится. Недавно я переехала в свой кабинет и пару месяцев работала одна — и я вообще не хотела уходить. Очень люблю людей и творческую тусовку, но именно творческие процессы у меня намного лучше идут, когда никто не отвлекает. Утро для меня — самое продуктивное время, где-то до 12-13 дня я могу выполнить большой объем работы, потом после обеда часов до пяти идет небольшой спад, в это время я могу что-то посмотреть, почитать, отписаться, связаться с клиентами, заняться чисто менеджерскими задачами. После шести вечера до 11-12 идет именно творчество, тут я начинаю даже злиться, если кто-то меня начинает дергать. Я снова остаюсь одна и могу рисовать, рисовать и рисовать. По ночам стараюсь не работать, предпочитаю спать.

olja-shevchenko-3

О профессии: Свою работу я бы разбила на четыре составляющие.

Первая – креативная – это создание концептов, уникальных страниц. Это самая увлекательная часть работы.

Вторая — творчески-рутинная, это отрисовка внутренних страниц, и это иногда не нравиться, особенно когда их очень много. Сюда еще относится работа с верстальщиками и программистами над тем, как будет выглядеть сайт, какая будет анимация — и это я очень люблю. Это как те же мультики, которые я рисовала в школе. Сейчас я, по сути, прописываю сценарий для сайтов, и мне это нравится.

Третья – управленческая. Связаться с тем, передать то, получить материалы, поставить задачи программисту, узнать, как дела у дизайнеров.

Четвертая — обучение дизайнеров. Расписать правки по проектам дизайнеров, ответить на вопросы, подсказать, как лучше.

По времени в среднем 50% занимает рутина + менеджерская работа, концептуальная часть — где-то 35-40%, остальные 10-15% — обучение. Хотя все еще зависит от проекта и клиента. Я научилась работать с убеждением, что любой клиент — хороший клиент. Главное  — это разобраться в функциональных задачах, которые решает сайт, и правильно выстроить коммуникацию. Я убеждена, что дизайн – это, в первую очередь, функция, красота здесь на втором месте.

У меня есть убеждение, что любой клиент — хороший клиент. Главное  — это разобраться в функциональных задачах, которые решает сайт, и правильно выстроить коммуникацию. Я убеждена, что дизайн – это, в первую очередь, функция.

Есть много дизайнеров, которые могут рисовать один проект месяцами, я этого не очень понимаю. Необходимо постоянно развиваться, следить за тенденциями, не застревать на месте. После возвращения из двухмесячного свадебного путешествия  мне казалось, что прошло несколько лет. Интернет-технологии развиваются настолько быстро, что каждый день появляется что-то новое. Нужно еще уметь воровать, но воровать с умом. Анализировать те принципы, которые лежат в крутых сайтах, и применять эти принципы в своей работе. И, конечно, любить то, что делаешь.

Не стоит заниматься дизайном тем, кто по своей сути художник. Художникам нельзя заниматься дизайном. Художники независимы в своем творчестве — кому-то нравится, кому-то нет, но это его творчество. Дизайн — это решение задачи заказчика. Из чашки должна быть возможность пить, ручка должна писать, она должна быть удобной, сайт должен продавать. А люди, которые хотят делать просто красиво, пусть создают прекрасные творения, выставляют их на выставках, арт-проектах. Но в дизайне им не место.

 Художникам нельзя заниматься дизайном. Художники независимы в своем творчестве — кому-то нравится, кому-то нет, но это его творчество. Дизайн — это решение задачи заказчика.

О навыках и привычках: Мои профессиональные привычки постоянно меняются. Например, сейчас у меня есть цель — попасть в международное жюри ресурса awwwards.com. Это ресурс, который оценивает сайты дня, самый известный и признанный из таковых. Там четыре критерия оценки сайтов: дизайн, usability, креативность и контент. И я каждый день захожу на этот ресурс, смотрю, кто сегодня стал победителем, какие новые сайты появились, оцениваю работы, голосую за определенные номинации. При значимой активности и наборе баллов за оценку сайтов можно номинироваться в жюри.  Это для меня сейчас обязательный пункт в моем графике дня. Еще, конечно, нам нужно выиграть сайт дня, у нас пока только три работы в номинации «honorable mention».  Еще совсем недавно я задалась вопросом, какой же я дизайнер и арт-директор без достойного портфолио на Behance. Это для меня еще одна точка моего роста, сейчас активно работаю над этим, захожу, проявляю активность, смотрю, что делают другие ребята.  Вообще, нужно ставить перед собой цели и думать, какие привычки тебе помогут в их достижении, а затем добавлять их в свою жизнь.

О вдохновении: Меня вдохновляют  любовь к работе и благодарность за то, что я занимаюсь любимым делом.

Больше всего я ценю, когда работы выигрывают престижные конкурсы, награды. Я человек результата, мне тяжело в постоянном процессе. Долгие проекты меня утомляют, я люблю быстрые — взяться за задачу и за две недели запустить. Когда проекты длятся по полгода, тогда уже появляется чувство «лишь бы закончить». Я этого очень не люблю. Иногда случается то самое чувство потока, волна вдохновения. Я не знаю, как его поймать, могу днями делать один проект, а потом за пару часов сделать все, что нужно.

О проф. сообществах: В Украине, к сожалению, с этим все очень печально. Если говорить о моей сфере (именно веб-дизайне), то в Украине ничего такого нет. А было бы интересно что-нибудь такое сделать. Мы с  Геной Осипенко думали проводить семинары и рассказывать о нашей сфере. Ведь она тоже разная: можно рисовать новостные сайты, есть те, кто делает только интернет-магазины, есть анимированные сайты. У каждого есть то, что дизайнер готов рисовать день и ночь. Но если делать что-то такое, то в формате открытых конференций. В Европе почти каждый день проходят какие-то крутые узкоспециализированные конференции, на которых профессиональные агентства рассказывают о кейсах подготовки своих успешных работ. Это действительно интересно.

О целях: Помимо победы на «Каннских львах» и awwwards.com я мечтаю, чтобы у нас в «Vintage» появилось команда очень крутых дизайнеров. Это для меня больная тема, потому что найти сегодня хорошего, думающего, толкового дизайнера очень сложно. Все, кто хорошо рисует и думает при этом, обустроены, агентства за них держатся, даже в кризис они без работы не останутся. Моя задача как арт-директора — найти классного, но не очень дорогого дизайнера. А этой прослойки практически не существует, или она от меня прячется. Многие дизайнеры пишут, хотят у нас работать, но у меня лично нет столько времени, чтобы подтягивать их до нашего уровня. Я мечтаю, чтобы у нас была очень крутая команда. Одна из команд будет выполнять заказы без особых креативных требований, где клиенты ищут хороших надежных исполнителей. Я бы хотела уже перейти к позиции креативного директора со своей командой, с которой мы можем делать проекты уровня «Каннских львов». Пусть это будет три проекта в год, но это будут проекты, которыми мы бы гордились.

Формула профессионального счастья

Не сидеть на месте и не ограничиваться мечтами стать космонавтом. Пойти и попробовать, узнать, где учат космонавтов, где есть курсы, посмотреть фильмы, узнать о недостатках профессии, попробовать полетать в невесомости, посмотреть, укачивает тебя или нет, обязательно сделать что-то. Так же с дизайном — заходи на сайт фрилансеров, порисуй бесплатно месяц — два, посмотри на отзывы. Хотеть — это круто, но нужно делать, идти и пробовать.

 olja-shevchenko-6

3508 2
Share on FacebookShare on Google+Share on VKShare on LinkedIn

Похожие статьи: